Максим Жаворонков: "Время расставляет все по местам"
"Это жжж неспроста" - вспомнилась знаменитая фраза Винни-Пуха, когда в минувший вторник в третий раз менее чем за полгода стало известно о кадровых перестановках внутри региональной власти. Традиционно их озвучил губернатор Андрей Турчак на заседании администрации Псковской области. Было заявлено об объединении двух комитетов – по инвестициям и пространственному развитию и по экономике. Возглавит их нынешний руководитель "инвестиций" Андрей Михеев.
Новое изменение могло бы вполне сойти за очередную, плановую оптимизацию управленческого процесса, но частота кадровых перемен заставила некоторых наблюдателей выдвинуть предположения о подготовке к неким новым – политическим – действиям. Одни сочли участившиеся случаи "перетряхивания" кадровых запасов администрации подготовкой ко второму сроку работы губернатора, другие - что внутри региональной власти продолжается передел за сферы влияния и аппаратные игры.
Обе версии в регионе, который в новейшей истории пережил не один виток напряженной политической борьбы, за год до губернаторских выборов легли на благодатную почву. Более того, нельзя исключать, что до нового года произойдут новые кадровые перемены. В частности, чаще всего в разговоре о таковых речь заходит о сфере культуры. Прокомментировать эти версии, а также рассказать о предстоящих кадровых и структурных изменениях, о судьбе Александра Голышева и о том, по пути ли властям с ОНФ, мы попросили один из "первоисточников" политики администрации области заместителя губернатора Максима Жаворонкова.
- Максим Константинович, преобразование комитетов по экономике и по пространственному развитию и связанные с этим кадровые перестановки – это за последние полгода третий прецедент. До этого изменения претерпели информационный блок и команда вице-губернаторов. Почему администрация вновь и вновь "перекраивает" свои структуры?
- Почему перекраивает? Если вы ищете здесь какую-то скрытую подоплеку, то ее нет. Мы приводим функционал органов исполнительной власти в соответствие с существующими сферами ведения губернатора и его замов. Об этом я говорил и при предыдущих кадровых переменах.
Нынешнее решение - это оптимизация
- Почему приняты именно такие кадровые решения? Почему не оставлены два комитета, а создан один мегакомитет? Куда уходит Дмитрий Равикович и почему именно Андрей Михеев возглавит новую структуру?
- Дмитрий Владимирович уходит в коммерческую структуру. Он там для себя увидел перспективу развития, я полагаю. Что касается Андрея Михеева, то он, несмотря на то, что относительно недавно у нас работает, уже успел проявить себя как грамотный руководитель. Напомню, он пришел на смену Наталье Труновой. Комитет Михеева занимается вопросами инвестиций и пространственного развития. Вопросы привлечения инвестиций неразрывно связаны с развитием экономики региона, и вообще по функционалу два объединяемых комитета весьма схожи. Плюс то, о чем я уже говорил: мы приводим в соответствие функционал органов исполнительной власти области с существующей утвержденной сферой ведения губернатора и его заместителей.
При этом у нас есть понимание, что так называемые "зарабатывающие" структуры, те, что приносят доходы в бюджет, привлекают инвестиции, развивают экономический потенциал нашей области, должны находиться в ведении заместителя губернатора Сергея Перникова. Комитет по экономике, безусловно, является таким зарабатывающим подразделением. В частности, очень много замкнуто на комитет вопросов малого и среднего предпринимательства. Международное экономическое сотрудничество области тоже осуществляется через этот орган власти. Напомню также, что в комитете есть подразделение, которое занимается вопросами лицензирования розничной продажи алкоголя. При этом работа комитета по экономике очень плотно связана с комитетом по инвестициям и пространственному развитию именно в части привлечения инвесторов. Зачастую в этой сфере их деятельность дублировалась, осуществлялась параллельно.
Поэтому о нынешнем решении в первую очередь можно говорить, как об оптимизации.
- Нет опасений, что новая структура станет неповоротливой?
- У меня лично есть небольшие сомнения в части пространственного развития в структуре нового комитета. Эта сфера, безусловно, связана с инвестициями, с территориальным развитием Псковской области, и, конечно, с этой точки зрения она не является инородным элементом в теле комитета. Но после слияния органов исполнительной власти мы можем говорить о том, что структура становится достаточно громоздкой.
Будем думать, обсуждать, насколько необходимо сохранение этого подразделения в структуре нового комитета. Пока решения не принято.
- Перед новым органом ставятся глобальные задачи, которых не удавалось достичь ранее?
- Какие-то дополнительные задачи на этот новый орган на данный момент не возлагаются. Безусловно, Сергей Перников как куратор экономического блока, которая формирует доходную часть бюджета, создает источник для обеспечения наших социальных обязательств, на будущий год может поставить и иные задачи, нежели чем формулировал Геннадий Андреевич Безлобенко на 2013 год. Они должны обеспечивать растущие потребности областного бюджета в части выполнения социальных обязательств региона, выполнения дорожных карт, разработанных в развитие "майских" указов президента.
Органостроительство
- Мы можем ожидать и других рокировок внутри администрации?
- Конечно. Процесс создания и реорганизации любой структуры всегда занимает определенный период времени. Некоторые оппозиционные СМИ упрекают нас за то, что до сих пор не создан орган, занимающийся охраной памятников. Должен вам отметить, что это дело не одного дня. Невозможно создать структуру по мановению палочки сразу после того как о ее необходимости заявил губернатор.
Для того, чтобы возник новый орган, необходимо определить его штатную численность, структуру, четко прописать функционал, согласовать все это с федеральным центром в лице Министерства культуры РФ. Само по себе согласование занимает продолжительный период времени, который увеличивается в сезон летних отпусков.
В утвержденной сегодня структуре органов исполнительной власти области предусмотрен Государственный комитет охраны объектов культурного наследия. В этом комитете будут работать 15 человек, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Пока не определен руководитель комитета, хотя, как вам известно, губернатор обозначал тех лиц, которые по его мнению, достойны быть им стать. После регистрации комитета в качестве юридического лица будет проведен конкурс на должность председателя.
- Как новый комитет будет делить поле с комитетом по культуре?
- У комитета по культуре будут другие задачи. Комитет по культуре должен заниматься продвижением культуры в массы, развитием туризма. Культурно-познавательной работой.
А создаваемый орган будет заниматься вопросами выявления и сохранения объектов культурного наследия. Будет обладать контрольными полномочиями в отношении тех, кто памятниками пользуется (собственники, арендаторы). К нерадивым владельцам, допускающим ухудшение состояния памятников, комитет будет применять меры административного воздействия.
Буквально на днях Александр Голышев сообщил, что, по его ощущениям, согласительные процедуры должны закончиться до конца сентября. В октябре мы должны увидеть уже какие-то реальные движения по созданию, регистрации этого органа.
Точно так же сейчас проходит процесс создания Инспекции строительного и жилищного надзора, которая выделяется из состава комитета по строительству и ЖКХ. Такое решение, как наверно помните, было принято для того, чтобы избежать конфликта интересов. По нашему мнению неправильно, когда орган власти одновременно сам осуществляет определенную деятельность и надзирает за ней же. В данном случае необходимые подготовительные работы практически закончены и на днях губернатором будет определен руководитель инспекции.
"Оснований для отстранения от должности нет"
- Об Александре Голышеве. Прокурор области внес представление об отстранении его от работы. Но публичной реакции со стороны администрации до сих пор не последовало, Александр Иванович работает в должности. Упрямитесь?
- Почему упрямимся? Тем фактам, которые ему инкриминирует областная прокуратура, должен давать оценку суд, после того, как завершится работа по расследованию известных уголовных дел. Я с их материалами не знаком (тайна следствия), поэтому прокомментировать позицию прокурора не могу. Если у следствия есть вопросы, то они эти вопросы задают Александру Ивановичу в установленном процессуальном порядке.
По нашему мнению, Александр Иванович сотрудничает со следствием, предоставляет всю необходимую документацию, дает показания, не совершает никаких действий, которые помешали расследованию, поэтому нет оснований для его отстранения от должности.
Мы свою служебную проверку тоже провели и также не видим в этом необходимости. Особенно с учетом тех результатов, которые по Изборску обнародовала Счетная палата Российской Федерации. Еще раз повторю, что ошибки работниками комитета по культуре совершаются. За часть из них руководство комитета привлекалось к дисциплинарной ответственности. А часть нарушений будет оцениваться не нами, а судом после окончания следствия.
Сам Александр Голышев – это высокопрофессиональный человек. Мы забываем сейчас о том, как много хорошего было сделано в сфере культуры за годы его работы. Работа делается, мы эту работу видим и дорожим ее результатами.
"Не вмешиваемся. И не собираемся"
- Давайте и о выборах поговорим. Как вы оцениваете кампанию и ее результаты?
- Сразу скажу - о честности и открытости прошедших выборов судить можно только по количеству жалоб и исков, находящихся в суде. Исходя из той информации которой я обладаю на сегодняшний день, можно сделать вывод, что избирательная кампания проходила с минимальными количеством нарушениями и честно и открыто.
К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что проигравшая сторона, не сумевшая выстроить правильную кампанию, не сумевшая подготовить содержательную предвыборную программу, свои ошибки начинает перекладывать на победителей. Это неправильно.
Пока ничего другого, кроме претензий к выездному голосованию, я не слышал. Давайте задумаемся. Мы живем не в Санкт-Петербурге или Москве, где до своего избирательного участка можно дойти пешком или в крайнем случае доехать на троллейбусе.
У нас в области огромное количество людей живет на селе, в труднодоступной местности. В области более 8500 населенных пунктов. Обеспечить транспортную доступность для всех проживающих в них жителей в день голосования практически невозможно. Таким образом большая часть населения фактически не может проголосовать на избирательных участках. Каким образом обеспечить их гарантированное Конституцией право избирать? Только направлением представителей избирательных комиссий для голосования на дому.
Заявления о фактах злоупотреблений и со стороны партии власти, и со стороны оппозиции были, и они тщательным образом рассмотрены. Ни по одному факту подтверждения не нашлось.
- В этих выборах снова напомнил о себе Общероссийский народный фронт. И не просто напомнил, а составил конкуренцию партии власти. И кандидат-самовыдвиженец Нина Степанова, состоящая в ОНФ, обошла кандидата от "Единой России", победила на выборах главы Локнянского района. Это внутренняя конкуренция сторонников действующей власти или же все-таки это конкуренция разных идей и видения ситуации в области, в районе?
- Как мы знаем, ОНФ в силу своей организационно-правовой формы не имеет права выдвигать своих кандидатов для участия в выборах. Поэтому кандидатов Народного фронта выдвигает Единая Россия. Партия является инструментом для вхождения ОНФ в большую политику. Но ОНФ участвует в политической борьбе, у него другие задачи. Народный фронт - институт гражданского общества, заставляющий власть более эффективно работать, выполняющий роль этакого "внутреннего прокурора", не дающего чиновникам возможности дремать, и указывающий на ошибки.
В отдельных случаях местные отделения партии "Единая Россия" не видят возможности поддержать кандидата от ОНФ, и тогда он может участвовать в выборах как самовыдвиженец. Так и произошло в Локнянском районе. Здесь, с моей точки зрения, действующий на тот момент глава допустил ошибку: ведь его задача объединять вокруг себя все многообразие политических взглядов, общественных и бизнес-интересов. А он просто не заметил или не захотел замечать очень сильного кандидата-самовыдвиженца.
- А администрация региона какую позицию занимает в отношении ОНФ?
- Мы в работу Народного фронта не вмешиваемся и не собираемся. Администрация области готова оказывать только организационную поддержку в каком-то объеме, все остальные вопросы нас не касаются, ни финансовые, ни какие другие.
Беседовала Алина ЧЕРНОВА, "Псковская правда"