Путешествие одиннадцатое: непонятности, недолговечная церковь и карточный выигрыш
Последней точкой нашей экскурсии по Невельскому району была деревня Чернецово. Она находится в примерно в 30-и километрах от Невеля. Ехать нужно в сторону Пустошки и через 25 километров будет поворот налево (имеется указатель), потом ещё 6 километров по лесу и будет деревня. Ехали мы в музей пейзажного наследия "Окоём", а оказалось, что в Чернецово есть ещё старинная церковь и барская усадьба, правда и то и то в руинах.
Но сначала мы побывали в музее. "Окоём" более 15 лет назад создал тут геоморфолог, кандидат географических наук, член Русского географического общества Александр Гаврилович Желамский, который много лет, работая геологом, занимался поиском россыпей золота на Колыме и Индигирке, а также значительную часть жизни отдал научной деятельности. Здорово, конечно, что где-то в окружённой лесами деревне, есть человек, который старается сохранить историю, собирает предметы старины, фотографии, а ещё показывает всякие находки, которые привёз с Севера.
Музей располагается в здании бывшей сельской школы и уже сильно требует ремонта, на который у создателя нет средств, поэтому он будет рад любой помощи.
Честно говоря, "Окоём" оставил у меня двоякое впечатление: с одной стороны там хранится много интересных предметов, с другой – чтобы понять всё, что хочет донести создатель музея, как мне показалось, нужно, как минимум, разбираться в геологии, а ещё лучше иметь соответствующее образование. У меня же оного не имеется, а из того, что мне как-то могло помочь в восприятии, так это география, изученная в школе и курс землеведения, пройденный в институте, но уже и то и то мною благополучно позабыто. Попробую объяснить, что же я такого увидела в музее, что не смогла до конца понять. В общем, Александр Гаврилович пытается донести до посетителей "Окоёма", что человек в своей хозяйственной деятельности должен не заниматься покорением природы, а развиваться в соответствии с особенностями окружающей действительности, то есть, основываясь на пейзаже, на рельефе местности. В подтверждение своих слов Александр Гаврилович демонстрирует топообразы – образы рельефа - самых разных местностей. Вот эти самые топообразы я не смогла разгадать, в моём сознании они так и остались чёрточками и линиями. Может быть вам всё это будет понятно...
А вот что привлекло моё внимание, так это камни, которых я не встречала в других музея Псковской области, что и понятно, поскольку их Александр Гаврилович привёз из своих экспедиций. Тут можно не только посмотреть, но и в руках подержать калийную соль и кремний из Белоруссии, лапарит с Кольского полуострова. Кстати, лапарит, как рассказал создатель музея, по преданию - это застывшая кровь древних жителей полуострова лапаритов. Ещё тут есть диорит с Калымы, зелёная яшма, туф с Камчатки. Демонстрирует Александр Гаврилович своим гостям также фрагмент бивня и зуб мамонта, которые привёз из Якутии.
Многие экспонаты в "Окоёме" рассказывают об истории деревни Чернецово, в которой и сейчас-то насчитывается 100 дворов, а когда-то было значительно больше. Недавно один из жителей Чернецово продал скупщикам икону, они сам образ забрали, а оклад выбросили. Односельчане его наши, покрутили, рассмотрели и обнаружили в окладе грамоту, на которой был указан 1873 год. Этот документ подписан митрополитом Новгородским и Петербургским Исидором, а суть его в том, что "святейший правительствующий всероссийский синод, получив донесение преосвященнейшего полоцкого об отличной усердной службе и пожертвованиях панцирного боярина Якова Сморыге, передаёт ему своё благословение". Конечно, теперь эта грамота хранится в музее Александра Гавриловича.
Из необычного тут я ещё обнаружила табличку, которая раньше висела на одном из домов в деревне. На ней написано "Тимофей Евстафьевич Мухин", а рядом нарисована лестница. Оказывается, подобные таблички были на каждом доме, на них указывалось имя, отчество и фамилия хозяина жилища, а рядом рисовался тот предмет, который жители этого дома должны были предоставить на случай пожара: ведро, багор или, например, лестницу.
Конечно, создатель музея не обошёл и тему Великой Отечественной войны. Помимо каких-то предметов, напоминающих о войне, тут есть стенд, посвящённый всем погибшим жителям Чернецово и близлежащих деревень. Всего не вернулись с войны 290 человек, родившихся тут. Александр Гаврилович постепенно заполняет этот стенд фотографиями погибших, некоторыми данным из их биографий, которые удаётся найти.
Из музея мы в сопровождении его создателя отправились изучать достопримечательности деревни. Сначала мы приехали на главную площадь Чернецово, если можно так сказать. Тут на возвышенности стоят руины церкви. Даже то, что осталось от этого храма, свидетельствует о том, что это было очень масштабное сооружение. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь, но прихожан она не устраивала. Поскольку приход был богатым, то местные жители смогли собрать 10 тысяч рублей на строительство нового, ещё 15 тысяч дал синод. Церковь возвели всего за пару лет и 26 августа 1904 года освятили в честь Архангела Михаила. По воспоминаниям местных жителей, торжества по этому поводу шли два дня, а вся площадь перед храмом была заполнена народном. Церковь была побелена известью, имела 28 окон, полы были выстелены паркетом, а отапливали её целых семь печей. Иконы, говорят, тут были очень дорогие, золочёные. Рядом располагалась колокольня, звон был слышен в радиусе 7 километров. Главный колокол весил 50 пудов, по моим подсчётам, это более 800 килограммов.
В 1938 году история храма закончилась. Его закрыли, колокола сбросили на землю, а иконы и церковную утварь, которые местные жители не успели вынести, сожгли. В 1939 году церковь начали разбирать, но этот процесс быстро остановился. Дело в том, что мужчина, занимавшийся разборкой, бросил вниз кирпич и случайно убил им своего сына. Местные жители решили, что это гнев Божий и больше к храму никто не притрагивался. Потом была война, которую церковь пережила. Второй этап её разборки начался в 60-х годах, но по каким-то причинам полностью с лица земли её не стёрли.
В руинах находится сейчас и усадьба Жуковских "Канашёво". Тут жили три поколения этого рода. Кстати, порывшись в Интернете обнаружила объявление о продаже имения за 5 млн 500 тыс. рублей. За эти деньги предлагают приобрести 6,5 га земли на берегу озера Исцо, на котором имеются "старинное двухэтажное здание и липовый лес". Объявление размешено было летом 2012 года риелтором Владимиром Фёдоровым. Уж не знаю, актуально ли оно ещё, но судя по запустению, хозяин у усадьбы так и не появился. Да и привирает господин риелтор. Нет тут двухэтажного старинного дома, есть его руины, и липовый лес не лес вовсе, а заброшенный парк.
А если окунутся в историю….. Основателем Канашёво был генерал-интендант, тайный советник, состоявший по особым поручениям при Наместнике Царства Польского фельдмаршале князе Иване Паскевиче, Михаил Степанович Жуковский. По одним данным эти земли он получил за заслуги в качестве награды, а по другим – просто выиграл в карты. Умер он тут же, в Канашёво в 1836 году. Я так понимаю, что похоронен генерал был тоже в своей усадьбе в крестовоздвиженской церкви, стоявшей тут.
Потом имение перешло его сыну – Степану Михайловичу Жуковскому. Он был тайным советником, статс-секретарём императора Александра II, имел множество всяких государственных наград. Уж не знаю, сколько времени этот государственный деятель проводил в Канашёво, но, по словам создателя музея "Окоём", похоронен он тоже в этой усадьбе, хотя и скончался в 1877 году в городе Базеле во время отпуска. Конечно, сейчас тут нет ни семейного склепа, ни церкви, в которой он находился.
Последним же владельцем Канашёво был племянник Степана Михайловича Александр Евгеньевич Жуковский. Его мать - родственница художников Ге и Врубеля, а отец – генерал.
Последний хозяин изменил облик усадьбы. Прежний барский дом был деревянным и сгорел, в этой связи Александр Евгеньевич в 1905 году отстроил новый каменный, двухэтажный дом и немного на другом месте. Именно его развалины и можно сейчас наблюдать, при этом сохранились фотографии остановки этого дома в его лучшие времена. В Канашёво Александра Евгеньевича застала революция. У него почти всё отобрали, но никуда не сослали, потому как он был профессиональным виноделом, а алкоголь и новой власти был нужен)))
Супруга последнего владельца усадьбы Валерия Дмитриевна была оперной певицей и даже выступала в Мариинском театре. Однако, мать сказала ей, что сцена не место для приличной девушки, и жена Жуковского "завязала" с оперой. При этом, поселившись в Канашёво, она начала приглашать сюда оркестры. Говорят, что слушать их приходили не только местные жители, но и приезжали гости из Москвы и Санкт-Петербурга. Валерия Дмитриевна была попечителем местной школы, дарила книги, а ещё приглашала детей из окрестных деревень на новогоднюю ёлку к себе в усадьбу.
Потом, когда усадьба Канашёво окончательно стала "народным достоянием", её превратили в детский дом. Внутренние помещения дома, естественно, перестроили, возвели дополнительные здания, разбили новые клумбы, проложили по парку новые аллеи. Потом тут располагался летний лагерь, а когда "дети отсюда ушли" усадьба стала совсем никому не нужна. А жаль…
Ещё Александр Гаврилович отвёз нас к месту стыка озера Исцо и реки Уща. Он утверждает, что именно там самые красивые закаты. А всё потому, что тут зона тиктанического разлома, которая даёт особенную энергетику. Всё может быть, только вот мне кажется, что летом на любом озере закаты прекрасны!
В любом случае оценить красоту заката на Уще мы не смогли, потому как пора было ехать дальше – в Себеж. Так что
продолжение следует!
Лена ЛЕШКИНА