Социология с человеческим лицом
...Вообще-то все шли на фуршет. На жанр мероприятия указывало, во-первых, место — ресторан "Hanza" — а во-вторых, повод. Как-никак Псковскому Институту регионального развития (ИРР) исполнилось пять лет. Попали, однако, на своего рода семинар-презентацию плюс. В том смысле плюс, что к науке прилагалось вино. Умноженное на обещанное продолжение в жанре фуршета.
Что мне всегда было близко на семинарах ИРР, так это язык выражения, когда наукообразная латынь (куда ж учёному без неё?) микшируется со сленгом. Термины типа "автохтоны" легко сочетаются со словами вроде "фуфло". Поиск точной методологии не исключает свободы творчества, то есть чистого научного альтруизма. Хотя понятно, что институт создавался в первую очередь для решения задач прикладных. Если метафизика - служанка церкви времён торжества теократии, то прикладная социология - служанка заказчика, а главный заказчик ИРР — региональная власть.
Выступая перед друзьями и завсегдатаями семинаров, научный руководитель института Сергей Дамберг прежде всего подчеркнул, что пока не обнаружил на просторах России организации, подобной псковскому Институту регионального развития - то есть намекнул на уникальность эксперимента, на самобытность полученного опыта.
Здесь, конечно, велика роль "волюнтаризма": "Это стечение многих обстоятельств, можно сказать, случайность. В мэрии Санкт-Петербурга в то время безоткатные орудия не стреляли. Если бы не было пять лет назад Виктора Остренко и губернатора Кузнецова, решивших создать ИРР, ничего бы сейчас не было, - заметил Сергей Дамберг, ещё раз напоминая о важном амплуа личностей в истории. - С каждым годом растёт пакет заказчиков. Все органы власти вошли во вкус, и хотят, хотят, хотят..."
Органы власти хотят знать правду о том и о сём, то есть настоящей, а не фуфловой прикладной социологии. У всякого органа власти, понятно, свой интерес, своё любопытство, однако Институт не фабрика по штамповке соцопросов, а пусть небольшой, но научный коллектив, исповедующий определённую методологию. Значит, деятельность ИРР — вовсе не тот случай, когда количество переходит в качество: "Мы бы хотели уменьшить число заказов. В 2013-м году мы должны были опросить 50 тысяч человек, и я пришёл в ужас. В будущем году мы опросим уже 70 тысяч человек..." Громадьё планов, спущенных сверху, не всегда соответствует строгости научного подхода.
Говоря о методах исследования социума, Сергей Дамберг противопоставил Псковский ИРР трём китам отечественной социологии — ВЦИОМу1, ФОМу2 и Левада-Центру3, назвав их технологии "попсовыми".
"Есть такое заблуждение, что мнение существует в народе, в толще масс, и необходимо это мнение только как бы вытащить. Ничего подобного!" - сформулировал свою научную позицию Сергей Дамберг. Скажем, у политологов, число которых ноль целых, ноль сотых процента, имеется какое-то своё мнение о тех или иных действиях президента Путина. Какой-то процент населения с грехом пополам, на свой страх и риск способен оценить эти действия. Но у подавляющего большинства народа вообще нет никаких мнений на сей счёт. Поэтому "складывать мнения" — это "попса".
Свой тезис Сергей Дамберг проиллюстрировал и другим примером: "Глубочайшее методологическое заблуждение задавать вопрос людям о том, почему они пьют. Потому что у большинства нет никакого ответа. Кроме того, мнения меняются. Отвечая на такой вопрос, человек просто что-то выдумывает, и из этого получается какой-то ответ, который настоящего учёного удовлетворить не способен".
"Манеру мышления" экспертов ИРР Сергей Дамберг пояснил при помощи известной дилеммы: чисто там, где а) не сорят или б) убирают?
Те, кто убеждён, что чисто там, где не сорят, являются приверженцами так называемого "морального подхода", то есть они убеждены, что необходимо "исправлять нравы", воспитывать людей, делать их лучше.
Те же, кто полагает, что чисто там, где убирают, остаются сторонниками "технологического подхода", иначе говоря, стараются ответить на вопрос: "Что делать, чтобы было чисто, каким бы человек не был".
"ИРР за второй подход! - Констатировал социолог. - Бытие определяет сознание, а вовсе не наоборот, и в этом я убеждённый сторонник Карла Генриха Маркса4".
Споры о методологии, впрочем, не исключают наличия идеологии. А идеология очерчена в названии организации — развитие: "Есть вполне себе нормальная идеология — идеология развития, штука далеко не самоочевидная. У каждой школы, каждой сельской библиотеки должна быть какая-то идеология развития, и чем хуже обстоят дела у того или иного учреждения, тем больше оно нуждается в программе развития".
Программа развития плотно связана с заказчиком социологического опроса: "В прикладных исследованиях мы работаем на заказчика, и часто смысл исследования больше понятен заказчику, нежели исследователю. Но заказчик — агент развития, и в подавляющем числе случаев — это государство", - определил Сергей Дамберг специфику задач, стоящих перед институтом здесь и сейчас.
Семинар-презентация не ограничился программным выступлением научного руководителя. Повестка вечера обогатилась парой реплик и двумя докладами: более-менее серьёзным ("Социология псковского православия" от Юрия Стрекаловского) и шутливо-познавательным — социолог из Санкт-Петербурга Вадим Семенков предложил взглянуть на лица знаменитых философов современности. Согласно догадке докладчика портреты и фотографии учёных мужей подчас способны сказать нам о них нечто такое, чего нет в их статьях и книгах.
Вадим Семенков не знал, насколько эти портреты способны дополнить наши отрывочные познания о социологии как науке, однако о том, что непростая наука эта вдруг обрела человеческое измерение, то есть буквально "человеческие лица", никто спорить не стал.
Александр ДОНЕЦКИЙ
1 ВЦИОМ - Всероссийский центр изучения общественного мнения (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году. 100% акций компании принадлежат государству.
2 ФОМ - Фонд «Общественное мнение». Российская организация, занимающаяся проведением социологических исследований. Фонд создан в 1991 году в структуре ВЦИОМ, возглавляемого тогда Татьяной Заславской, как независимая общественная организация с целью привлечения в центр средств благотворительных фондов. В середине 1992 Фонд вышел из состава ВЦИОМ и, оставаясь в статусе независимой некоммерческой организации, стал одной из ведущих социологических организаций России, выполняющих большой объем заказных и собственных исследований с использованием широкого спектра методов опроса.
3 Левада-Центр (Аналитический Центр Юрия Левады) — российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования и является одной из крупнейших российских организаций в своей области. Центр носит имя российского социолога Ю. А. Левады (1930—2006).
4 Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название "марксизм".