Путешествие одиннадцатое: "Нева", смена власти и сокровища Пугачёва
Утро в Невеле у меня началось с визита к заместителю главы района Виктору Юрьевичу Колондуку, который уже составил маршрут и познакомил меня с директором Информационно-консультационного центра района Игорем Михайловичем Снетковым, поскольку именно он должен был всё показать и рассказать. Так что начну эту часть путешествия с благодарностей этим двум мужчинам, если бы не их помощь, мы бы так и не узнали о том, что стоит посмотреть в Невельском районе.
Первым делом в сопровождении Игоря Михайловича мы отправились в Невельский музей, где нас уже ждал его хранитель Сергей Григорьевич Бершадский. Даже не заходя внутрь, тут уже есть на что посмотреть. Дело в том, что музей размещается в здании, а точнее в зданиях типовой почтовой станции. Так что, стоя во дворе музея можно понять, как выгладили такие станции: где был домик смотрителя, где – конюшни, а где - главное здание. Даже как-то странно, что тут нет какой-то экспозиции, посвящённой прошлому станции, наверно, всему виной банальное отсутствие средств, потому как, судя по увлечённости смотрителя музея, он-то готов хоть невельскую крепость заново отстроить.
Да-да, в Невеле, когда-то была крепость, но об этом чуть позже. Начну же я рассказ с "рождения" города. Оказывается, что "Невель" и "Нева" (река) однокоренные слова, потому как оба этих названия происходят от финского "neva", что в переводе на русский означает болотистое место. Невель получил своё название именно из-за болот, которые окружали город.
Годом основания Невеля считается 1503. По словам смотрителя музея, самоый древний документ, где Невель упоминается как населённое место, который удалось найти, это переменная грамота, подписанная королём Александром и великим князем Московским Иваном третьим. О Невеле там говорится как о пригороде Пскова. Документ гласит, что следующие 11 лет в этих местах должен быть мир.
Вообще, история Невеля мне напомнила фильм "Свадьба в Малиновке", ну, помните, там всё время власть менялась. Вот и тут также. Эти места то принадлежали Речи Посполитой, то Литовскому княжеству, то Московскому.
Из экспонатов, которые относятся к средним векам, в музее имеется обрубленный бердыш, датируемый 1562 годом. Сергей Григорьевич предполагает, что это оружие осталось в земле со времён Невельской битвы, когда Андрей Курбский потерпел поражение и, опасаясь гнева Ивана Грозного, бежал отсюда в Литву. Есть в музее ещё и боевой топор, время изготовления которого не определено, но хранитель считает, что он относится в XV веку и его могли использовать ополченцы, которые воевали против литовского князя Витовта.
А вот теперь вернёмся к крепости. Есть предположения, что крепость была в Невеле уже в 1547 году, но вот документов, подтверждающих это, нет. Известно, что в 1562 году эту крепость брал Иван Грозный, хотя, по данным некоторых историков, он её вообще построил. Опять же известно, что царь Иван Грозный приезжал в город, когда эти места снова удалось вернуть Москве после проигранной Невельской битвы, и устроил тут казнь тех, кто сдал крепость. К слову, "счастье было не долгим" и уже в 1580 году Невель снова был завоёван, на этот раз войсками Стефана Батория. Об этих событиях поминает одна из местных деревень, которая носит название Баторино, а в некоторых вариантах, Батурино. Внешний вид крепости сохранился только на литовской гравюре 1601 года, копия которой висит в музее. Ещё есть свидетельства, что военное сооружение было тут в 1773 году: крепость упоминается в городской описи, составленной при Екатерине. В этом документе говорится о трёх полностью развалившихся башнях и рве, который отделял крепость от города. Окончательно это оборонительное сооружение исчезло к 1794 году.
Что же касается смены власти, то 1618 по 1627 год Невель находится в составе Речи Поосполитой, тогда городу был пожалован герб. На нём изображён библейский сюжет, как пошутил хранитель музея: польский Давид убивает московского Голиафа. Позже, в 1762 году, польский король выдал городу новый герб — щит, поделённый на две части горизонтальной полосой: в нижней части изображён всадник, в верхней — часть двуглавого коронованного орла. До сих пор на гербе Невеля красуется всадник, почти такой же - на гербе Литвы.
Так вот, после 1627 года ненадолго Невель перешёл Руси, а с 1678 года почти 100 лет снова находился в ведении Речи Посполитой. В 1772 году город достался России и больше уже никуда не переходил, хотя поляки и просили Петра Первого вернуть им эти места, но тот отказался. Он даже приезжал в Невель и имел большие планы по благоустройству города: хотел сделать каналы. Правда, от планов царю пришлось отказаться, потому как местные водоёмы оказались непригодными для создания каналов. Конечно, это ж Петру не Финский залив)))
Если в России Невель оказался ещё в XVIII веке, то вот вошёл в состав Псковской области гораздо позже: с 1802 года по 1924 Невельский район был частью Витебской губернии, которая тогда к Белоруссии ещё не имела никакого отношения. И только в 1924 году Витебская губерния отошла к Белоруссии, ну а Невель попал сначала в Псковскую губернию, потом – в Великолукскую, а затем - в Псковскую область (с 1954 года).
Ещё в музее по картинам и фотографиям можно получить представление о том, как выглядел Невель в конце XIX - начале XX века. Тут было 7 православных церквей, 15 синагог и католический костёл. Такое большое количество синагог связано с тем, что до 1917 года город был в черте еврейской оседлости и 72% населения тут составляли именно евреи. Кстати, в музее хранятся некоторые предметы с тех времён: наряд еврейской девушки-хасидки, минора.
Католический костёл Святого Георгия в Невле была впервые построен в 1654 году, а потом несколько раз перестраивался, сначала в 1735, а затем в 1785 году. Хранитель музея предполагает, что перестройки были связаны вовсе не с тем, что здание ветшало, а просто небольшая католическая община периодически выбивала деньги у Папы Римского на новый костёл и уже ни в чём себе не отказывала. Последняя версия этой церкви простояла аж до 1955 года, когда её стали ломать. Сразу этого сделать не удалось, потому как постройка оказалась очень прочной, но в 1965 году приехали умельцы, которые сделали шурфы в стенах, заложили взрывчатку и на этом история костёла закончилась.
Православным храмам тут тоже не повезло: возведённую в 1810 году церковь Нила Столобенского разрушила бомба 8 июля 1941 года, Спасо-Преображенский храм 1725 года постройки стёрли с лица земли в 1959 году. Был тут ещё Успенский собор, который ломали с 1945 по 1960 год и в конце концов тоже уничтожили. Ещё в Невеле стояла колокольня, в советские времена её постигла та же участь, что и храмы. С 1955 по 1960 год колокольня стояла без крыши и местные жители называли её Пизанской башней, а потом на её месте поставили памятник Ленину, который "жив" до сих пор. Сейчас в городе всего одна церковь.
В общем, судьба города крайне печальна: то, что не уничтожила война, сломали в советские годы. Хранитель музея говорит, что Великую Отечественную пережили многие купеческие дома , но их снесли в 80-х годах прошлого века, а на освободившихся площадях возвели пятиэтажки. Ну, все мы прекрасно знаем, какой красотой блещут эти советские шедевры. Кстати, комфорта в них ровно столько же, сколько и эстетики))) До наших дней в Невеле на улице Ленина дожили всего несколько домов 1890 годов постройки.
Конечно, история города – это далеко не единственное, что можно узнать в музее города. Значительная часть экспозиции тут посвящена отдельным личностям, которые так или иначе связаны с районом. Один из таких именитых "местных" жителей Иван Иванович Михельсон - российский военачальник, который в начале XIX века был главнокомандующими российской армии, освобождал Сербию, а вот известен он больше своей победой над армией Пугачёва и поимкой (по некоторым источникам) самого Емельяна. Так вот Екатерина за воинские заслуги подарила Михельсону кусочек невельской земли – село Иваново. Иван Иванович даже принял православие и построил в селе церковь, где потом и был похоронен в склепе под алтарём. Сейчас этот храм разрушается, а склеп уже давно разорён и засыпан строительным мусором.
Естественно, тела Михельсона там нет. Его вынесли в 1921 году, когда большевики приехали изымать церковное имущество. Хранитель музея предполагает, что разорители надеялись найти награды военноначальника, но ничего у них не вышло, потому что Иван Иванович просил похоронить себя в первом мундире, то есть в форме рядового. А вот сейчас немножко чудес: говоря, что когда тело покойного вынесли из склепа, то на нём не было никаких следов разложения, только цвет лица изменился. Ещё местные жители рассказывают, что дети играли с телом Михельсона (бррррррр), пока этого не заметили взрослые и не забрали его. Куда жители дели труп покойного, неизвестно. По некоторым данным – сожгли. И тут ещё немного фантастики. Есть легенда о том, что Пугачёв, чтобы Михельсон его отпустил, отдал ему свой клад. Так вот якобы, когда тело Ивана Ивановича пытались предать огню, то он кричал: "Верните мне клад". Некоторые до сих пор приезжают сюда искать сокровища Михельсона, но нас уверили, что никакого клада нет, и никогда не было.
Ещё невельчане гордятся причастностью своего города к развитию философии. Тут была создана Невельская философская школа, связанная с именами Михаила Бахтина, Льва Пумпянского, Матвея Кагана. Все они, конечно же, были в Невеле и работали тут. Значительная часть экспозиции отведена нескольким женщинам, имена которых тоже связаны с Невелем. Это основоположница ленинградской школы художественного перевода Эльга Линецкая, российская актриса, театровед и писательница-мемуарист Тамара Петкевич и пианистка Мария Юдина. Последние две дамы родились в Невеле, а первая – несколько лет училась в местной школе. В двух словах об этих людях я рассказать вам не смогу, потому как двумя словами тут точно не обойдёшься, поэтому добро пожаловать в Невельский музей, хранитель которого с удовольствием всё расскажет и покажет. Ну, на худой конец, вам поможет Википедия.
Конечно, тут, как и в любом другом музее, есть всякие интересные старинные вещи. Например, тут имеютя формы для выпечки кексов или пасхальных куличей, которыми пользовалась жена Михельсона, тарелочка с гербом Миланского королевства 1785 года "издания" из сервиза, который господин Михельсон привёз из Милана. Ещё одна милая штучка – косметичка помадой и пудреницей XIX века. И совершенно странная вещь – зеркало с часами, чтобы девушка не опаздывала на свидание. Вот скажите, вы видели хоть одну представительницу прекрасного пола, которую интересовало бы который час в то время, пока она куда-то (не на работу, конечно) собирается? Я - нет!
Имеются в музее и несколько музыкальных инструментов: фисгармония 1872 года и пианино, на котором играла Мария Юдина. Ещё тут есть керосиновая лампа 1870 года. Но это не просто осветительный прибор, у неё есть своя история. Лампа эта освещала дом Филиппа Исаевича Голощёкина – одного из организаторов расстрела семьи Николая II. А в невельский музей её передала Эльга Линецкая, которая ко всему прочему была племянницей гражданина Голощёкина.
Отдельное помещение в музее отведено под разные орудия труда, тканые изделия, предметы быта. В роде бы ничего особенного, но тут есть возможность сравнить то, чем пользовались русские с тем, что находилось в обиходе у еврейских семей. Оказывается, даже "модели" топоров у этих народов были разными.
Изучив историю Невеля, мы немного прогулялись по городу. В октябре этого года будет отмечаться 70-я годовщина освобождения этих мест от немецко-фашистских захватчиков. Конечно, мы не могли не побывать на братском захоронении. Рядом с ним находятся могилы казахских героев, которые погибли при освобождении Невеля: миномётчицы Маншук Маметовой, снайпера Ибрагима Салеймёнова и командира 100-й стрелковой бригады Абылхаира Баймульдина. Именами этих людей названы также улицы города, а Машук Маметовой установлен памятник. Есть там и одна очень необычная "братская могила": вместо имён и званий на плитах указаны названия 215 деревень, которые были сожжены фашистами. … (В этом месте я поставила многоточие, которое предлагаю считать минутой молчания.)
Продолжение следует…
Лена ЛЕШКИНА