Про псковича Никиту, который "в меньшинстве", и про Москву, которая "в авангарде всего плохого"
Знаменитая грузинская и российская пианистка, профессор Московской консерватории, а также Высшей школы музыки в Мюнхене (Германия) и Музыкальной школы во Фьезоле (Италия), народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе ответила на вопросы псковских журналистов перед первым концертом юбилейного, 70-го, сезона Псковского симфонического оркестра, который состоится сегодня в БКЗ и в котором она принимает участие как солистка.
- Это правда, что вы поддались на уговоры вашего ученика и нашего земляка, студента Московской консерватории Никиты Волова, который попросил Вас выступить на псковской сцене?
- Он не уговаривал. Просто спросил, не хочу ли я выступить с Псковским симфоническим оркестром, а я сказала, что хочу.
- Расскажите нам про Никиту, что в нём особенного?
- Он очень хороший, многообещающий молодой пианист. Его особенность как раз в том, что он не похож на других. На большинство. Он – меньшинство. В хорошем смысле этого слова. Потому что сейчас развелось очень много молодых сильных пианистов, которые быстро играют, но ничего не понимают. А он понимает.
- Как вы оцениваете состояние отечественной культуры?
- К сожалению, она под большой угрозой. Не понимают у нас, вообще ничего не понимают – это что касается культуры. А что касается музыки и музыкального образования, то есть, того, что является предметом зависти на Западе… Мы должны бы были это культивировать и продолжать в том же духе, а мы это убиваем. Мы соединяем зачем-то школы, мы считаем, что это вообще не нужно… К сожалению, это уже не остановить. Это какая-то ужасная, я бы сказала, вредительская машина.
- Псков – как раз один из тех городов, где проводятся такие же эксперименты по объединению школ. Вот почему мы так рады успехам Никиты Волова. Он ведь не из музыкальной семьи. Понятно, что у него дар от Бога. Но как вы оцениваете его псковскую музыкальную подготовку?
- У Никиты в Пскове было хорошее образование. К сожалению, к нам часто приходят очень талантливые ребята, но калеки, потому что у них плохая постановка пальцев. У пианистов, конечно, это не в такой степени катастрофично, как у струнников, но всё же. Иногда бывает, что я на первом и даже на втором курсе занимаюсь тем, что должна переучивать студентов.
Но у Никиты всё в порядке. Он ведь рано, ещё в 14 лет, уехал в Москву. Дело не только в Пскове. Это и в Москве такая же катастрофа, и в Нижнем Новгороде и в других городах. Каждый город сопротивляется как может. Просто Москва почему-то всегда в авангарде всего плохого.
- Вы чувствуете поколенческую разницу между сегодняшними студентами и студентами восьмидесятых годов прошлого века, когда вы ещё только начинали преподавать в консерватории?
- Я начала ещё раньше. Их нельзя сравнивать. Хотя бы потому, что сегодня студенты могут ездить на любые международные конкурсы без отбора. Ведь раньше, в Советском Союзе, чтобы выехать за рубеж, надо было пройти отбор. И это было намного сложнее, чем потом попасть в лауреаты самого международного конкурса.
Теперь на конкурсы едут все. Из-за чего одно время бытовало мнение, что советская фортепианная школа, после того, как её переименовали в российскую, стала хуже. Но она не стала. Просто все ринулись на конкурсы без отбора. Постепенно это всё стабилизировалось, потому что молодые люди поняли, что просто участвовать недостаточно, надо быть готовым.
Так что я считаю, что Московская консерватория по-прежнему является если не лучшей, то одной из лучших в мире.
- Вы себе сами отбираете на вступительных экзаменах будущих студентов?
- Я ни разу в жизни не участвовала в приёме и, наверное, уже не поучаствую. Этим занимается специальная комиссия. У меня, например, есть студент Дмитрий Шишкин, который получил третью премию на конкурсе имени Бузони в Италии. Но в своё время его не приняли на бюджетное отделение, он учится на платном. Так что решение комиссии, которая сидит на приёме, не всегда бывает справедливым.
- Какое у Вас настроение после дневной репетиции? Вам удалось сыграться с Псковским симфоническим оркестром?
- Вечером посмотрим. Я пока не очень поняла акустику этого зала, я не знаю, какая будет публика… Надеюсь, что всё будет нормально.
- Вы впервые в Пскове? Успели посмотреть город?
- Да, впервые. Замечательный город.
Беседовала Ольга МИРОНОВИЧ