"Евровидение-2013": Смотр эпигонов
В нашей стране конкурс эстрадной песни "Евровидение" всегда вызывал что-то вроде "когнитивного диссонанса": все (ну, или очень многие) его смотрят и одновременно возмущаются: унылый примитив, унца-унца, парад фриков, "нас опять засудили". Не обошлось без подобных заклинаний и на этот раз.
Комплект из "шоу Андрея Малахова перед эфиром финала / шоу Андрея Малахова после эфира финала" прилагался. И ритуальная фраза, которая произносится чуть ли не ежегодно: "Евровидение конкурс не только музыкальный, но и политический, а нас опять засудили" - таки прозвучала. Только произнёс её не дежурный Артемий Троицкий, коему сегодня на Первый канал путь заказан, а маститый журналист Сергей Ломакин. Мол, если бы Дина Гарипова представляла не Россию, имеющую самостийную политическую позицию, а какую-нибудь среднеевропейскую страну без особых амбиций, то обязательно победила бы.
Впрочем, как обычно, и ироничных злобных зубоскалов хватало. Мнение критиков компактно выразил авторитетный музыкант 1980-х Юрий Лоза: "...искренне жаль угловатую, лишённую малейшей сценической сексуальности девочку, по чьему-то злому умыслу назначенную "голосом России", ведь она приехала за первым местом, а получит десятое. ...Но она так и не поймёт, почему проиграла, ведь проделана большая работа: "разведены" спонсоры, освоен бюджет и набрана интернациональная команда (в самой России думающих не осталось). А всё так просто — приглашённые полупрофессионалы сработали плохо, видимо не желая перетруждаться: припев безликой песни тупо слизан с хита Сары Коннор нота в ноту, номер поставить не удалось, солистка одета в то, что осталось от позапрошлой модельной коллекции "бабушкин сон". И всё же те, кто отправил её "на заклание", искренне верят, что завтра, как только Гарипова выйдет на сцену, каждая доярка в селе Малые Бузули, каждый токарь в Армавире, каждый российский оленевод, рыбак или шахтёр в едином порыве выдохнет: Let the Forse be with our Dina!"
Дина всё-таки заняла не десятое, как предсказывал Лоза, а почётное пятое место, однако пресловутые доярки в эфире Малахова действительно появились, и с энтузиазмом проорали свои слова поддержки. Не знаю, может, таким оригинальным способом Первый канал решил протроллить Юрия Лозу, но арт-подготовка к эфиру из шведского Мальмё оказалась весьма солидной. Всю неделю Первый канал готовил страну к кульминации, как бы "натаскивая" на победу, и если в хоккее Россию ждал бесславный провал, то выступление на "Евровидении", вероятно, призвано было подсластить пилюлю, заставить испытать гордость за "нашу девочку".
Между тем, на просторах Интернета пару месяцев назад вовсю развернулась полемика с душком скандала и примерами: а песня-то ненастоящая! В смысле: стыренная, плагиат. Запев якобы украден у полькой певицы Госи Анджеевич, припев у британской группы Hear`Say. У Юрия Лозы вот другая версия: слизали с Сары Коннор.
Обвинения в плагиате, конечно, штука серьёзная, но раз уж разборки в сети не дошли до суда, значит, у организаторов конкурса претензий к авторскому коллективу нет, и песня "What If" имеет право на существование. Здесь старая русская присказка "На нет и суда нет" как никогда верна.
Бесспорно и то, что этой безликой поделке никогда не стать национальным хитом. Послушали и забыли. Но разве подобная установка не есть тренд европейского конкурса песни в целом?
Посмотрев очередной конкурс, любой человек, даже не очень искушённый в музыке, сделает однозначный вывод: если музыкальное "Евровидение" и не состязание плагиаторов, то смотр эпигонов — точно. А кто такой эпигон? Как гласит словарь, последователь какого-нибудь направления в искусстве, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи.
Конкурс европейского шлягера изначально вторичен, можно сказать, профессионально вторичен, и тот факт, что его смотрят миллионы, только подтверждает концепцию формата: быть в тренде. Допустим, позавчера был более востребован этнический кроссовер, вчера фрики делали погоду, а сегодня актуален некий средний евростандарт.
Важно, что песня Дины Гариповой мало чем отличается от песни победительницы — датчанки Эмили де Форест. Да и всех остальных, кто вышел в этом году на сцену "Евровидения".
Разница во внешних проявлениях: выступление девушки из Дании было ярче, острей, экспрессивней, одним словом, эффектней, вот она и победила. Всё-таки не стоит забывать, что "Евровидение" — это конкурс не просто песни, а именно телевизионной песни, где картинка подчас не менее важна, чем звуковая дорожка.
В этом смысле наш Первый канал "отработал тему" на все сто и по большому счёту попал в десятку. Сначала был долгоиграющий и высоко-рейтинговый проект "Голос" с прицелом на "Евровидение". Потом — несколько месяцев подготовки к выступлению в Мальмё. Ну, и финал со всеми вытекающими. Вряд ли продюсерам Первого канала так уж нужна была победа Дины Гариповой в этом году. Эпоха истерик по поводу "Евровидения" вроде бы прошла. Важна не победа, важен процесс и, конечно, высокие рейтинги, то есть рекламо-ёмкость эфирного времени. А здесь всё в порядке.
Пусть Юрий Лоза и прочие блогеры зубоскалят сколько им влезет. Во многом гневные нападки объясняются просто, а именно человеческой и профессиональной завистью: а почему не я? У нас же всяк творец мнит себя гением, а всех остальных держит за г...но. Звукооператоры средней руки и таланта, делающие бабло на начинающих звездульках из эстрадно-ресторанного планктона, дружно костерят "Евровидение", но если вдруг представить, что предложение поучаствовать в отборе поступило бы лично им, помчались бы с первой космической скоростью, так, что пятки бы горели. Ничего нового: необычайно тесная конкурентная среда. Сплющенная под давлением немерянных амбиций банка с пауками.
Единственное, от чего действительно сводит скулы в связи с "Евровидением", так это от совершенно неуместного пафоса. Тут уж нашей около попсовой тусовке равных нет. По части пафоса наш шоу-бизнес прямо пропорционален умению облить помоями конкурентов. Насколько умеют метнуть дерьма на вентилятор, настолько же способны захлебнуться от пафосной патоки, выдувая из губ огромные глянцевые пузыри. Самоиронии нам явно не хватает.
Лично мне гораздо симпатичней показалась слегка циничная позиция британцев, приславших на конкурс звезду 1980-х Бонни Тайлер. Старушка решила прорекламировать на "Евровидении-2013" свой новый альбом, и британские телепродюсеры пошли ей на встречу. Олд-скульная рок-легенда вновь засветилась на всю Европу и Австралию, тряхнула маслами, и, ей Богу, выглядела неплохо.
Саша ДОНЕЦКИЙ
Нет комментариев