Ректор Демьяненко о новых направлениях в ПсковГУ: Исполнили указ Екатерины
В Псковском госуниверситете появятся медицинский факультет и факультет теологии. В среду в вуз поступило долгожданное сообщение из Москвы о том, что приказ о лицензировании двух новых направлений уже подписан. Корреспондент Псковского агентства информации встретился с ректором ПсковГУ Юрием Демьяненко чтобы узнать, каких именно медиков будут готовить в Пскове и зачем светскому вузу богословские дисциплины.
- Разговоры о создании медицинского и теологического факультетов, если мне не изменяет память, начались еще на стадии объединения вузов. И вот сейчас подписан приказ в министерстве о лицензировании для преподавания в Псковском университете медико-кибернетической и теологической программ. Что этому предшествовало?
- 227 лет прошло… Екатерина Великая, когда написала указ о создании в Пскове университета - там было написано "создать медицинский факультет". Ну вот, мы выполнили указ Екатерины… Это шутка. На самом деле это заказ администрации Псковской области – полтора года назад мы такой заказ получили: сделать все для того, чтобы в конечном счёте медицинское образование могли получать выпускники средних школ и 2-х наших медицинских училищ, великолукского и псковского, на территории региона – в университете.
Проведена колоссальнейшая работа… Я имею ввиду – по медицинской кибернетике. По теологии было тоже трудно, потому что она преподается примерно лишь в 10 вузах страны. Но медицинская кибернетика вообще преподается всего в трех вузах России. Представьте – мы будем лишь 4-м вузом, где будут обучать по этому направлению.
Мы расцениваем лицензирование этой программы как начало создания – я подчеркиваю: начало! – медицинского факультета в университете. Процесс этот будет идти не один год. И никто никогда не говорил, что завтра мы начинаем учить хирургов – и через 4 или 6 лет они начнут уже оперировать. Для того, чтобы выучить врача для клиники, нужна база: и лабораторная, и медицинская, и кадровая…
Знаете, можно идти двумя путями – можно ждать, когда в Пскове построят корпус для медицинского факультета, оснастят его всем необходимым оборудованием, лабораториями, построят анатомический театр (а для этого нужен не один десяток лет)… Мы сейчас будем пользоваться анатомическим театром в Петербурге – заключили договор с академией им. Мечникова. А они его создавали еще с дореволюционных времен.
Так вот – можно ждать: построят, оснастят, дадут квартиры для профессорско-преподавательского состава… Ну это же утопия, такого же не будет – тем более в наше время.
Но есть и другой путь – начинать с более простого, и создавать медицинский факультет поэтапно. Мы начинаем, наберем первую группу – как минимум человек 25, я надеюсь – с нами уже будут начинать разговаривать. Вот с нами уже разговаривает Министерство здравоохранения, а раньше, когда мы заводили там разговоры по преподаванию, нам сразу говорили: "А у вас есть медицинское направление? Нет? Ну и до свиданья!" Теперь нам "До свиданья!" уже не скажут.
Что такое медико-кибернетическая программа? Это программа, которая готовит инженеров-медиков, медиков-программистов (информационщиков) и диагностов. То, чего сегодня крайне не хватает в Псковской области.
Конечно, сегодня крайне не хватает и хирургов, и терапевтов и т.д. Доживем, я надеюсь, до того времени, когда будут готовить и хирургов, и терапевтов. Но пока мы разворачиваем факультет именно по этой специальности.
- Наверное, есть и другие специальности, на основе преподавания которых можно постепенно разворачивать полноценный медицинский факультет? Так почему выбор остановился именно на такой необычной программе как медико-кибернетическая?
- По нескольким причинам. На первое место я поставил бы отсутствие специалистов подобного рода в Псковской области, да и вообще во всей стране.
Знаете, когда какой-нибудь завод начинает производить автомобили, он старается везде, где их будут покупать, построить станции техобслуживания – потому что без них автомобили через год выйдут из строя. Псковскую область, как и другие регионы, по нацпроекту и по программе модернизации здравоохранения оснастили новейшим, современнейшим оборудованием. В частности, у нас очень много оборудования фирмы Siemens – начиная от компьютерных томографов и цифровых рентген-аппаратов, да и другой техники, требующей умения с ней должным образом обращаться, и заканчивая обычными лабораторными комплексами, на которых кровь исследуют. Я помню, как эту технику поставляли, и как мы отправляли людей учиться на краткосрочные курсы. Да, их научили работать, техника не стоит.
Но вот позавчера мне звонил главврач областной больницы и поздравлял с открытием новых направлений – он говорит "Ну, наконец-то! Задыхаемся!" Бывает из-за поломок аппаратура простаивает месяцами, и не только в областной больнице – нужно дожидаться сервисного инженера, а их катастрофически не хватает.
Кроме того не забывайте, что мы будем готовить не просто инженеров, а медиков – то есть тех, кто может на этом оборудовании работать, диагностировать. Вот такая потребность в области чуть ли не на первом месте стоит.
Второй резон открытия именно такого направления – у нас мощная база своя имеется. Это же не секрет, что наши ребята с факультета информатики входят в вузовскую сборную России по информатике! А там 10 человек всего – и они ездят по олимпиадам, ниже 3-го места редко опускаются. Это говорит о высоком уровне преподавания информатики в Псковском университете. У нас также высок уровень преподавания биологии, химии, физики, математики – это как раз то, что нужно в данной специальности. Благодаря этому мы сможем закрыть порядка 75% потребности в преподавательских кадрах для нового направления. Еще 25% откуда? У нас достаточно на территории региона докторов медицинских наук.
- Вот вы говорите про сильное направление информатики в вузе и про то, какая это редкая и востребованная профессия. И при этом говорите, что одна из целей введения нового профиля – чтобы местные выпускники школ могли учиться здесь и не уезжать из региона. Но ведь подготовленные у нас специалисты, очевидно, будут уезжать после обучения: айтишники, да еще и с медицинской специализацией, легко найдут, думается, привлекательные места работы в столицах и более богатых регионах!
- Да, будут уезжать. Они будут востребованы не только на Северо-Западе, но вообще по всей стране. Это специальность редкая, повторюсь. Когда мы начали вести переговоры с той же фирмой Siemens о том, чем они могут помочь в становлении медицинского факультета, они, как только узнали, какое направление мы открываем – сразу сказали: "Поможем чем надо. Только пожалуйста: начинайте обучать! Мы задыхаемся, наши специалисты по 24 часа в сутки работают – и мы не можем всех обслужить: аппаратура стоит!" Я вам пример приводил: чтобы продавать машины, нужно построить станции обслуживания – у нас же этого не сделали, базу не создали, специалистов не выучили. А аппаратуру везде поставили.
- Расскажите, где будут проходить занятия медиков, какая для этого потребовалась матбаза…
- Понимаете, чтобы подготовиться и получить лицензию – а мы занимались этим 1,5 года – нужно много времени и усилий. Если честно, я не ожидал, что нам дадут лицензии в этом году. Просто – не ожидал. Да, хотелось. Но это сложнейший процесс: получить медицинскую лицензию. Тем более – кибернетика. Но вот так сложилось, что мы сумели ее получить – тем более, перед началом набора.
Для этого нужно было ведь клинику иметь свою! У нас есть клиника? У нас есть областная больница – клиническая, да. Так вот сегодня созданы все условия для того, чтобы наши студенты там учились. Мы заключили договор с областной больницей – они выделили нам в собственность на своей территории помещение для работы и учебы. То же самое – онкодиспансер, то же – медицинское училище. Ведь это же надо было все пройти! Надо было пройти договорной процесс с академией имени Мечникова в Санкт-Петербурге, чтобы посылать туда наших студентов. Ведь по договору мы будем посылать в северную столицу студентов на учебу: когда на месяц, когда на полтора. Они нам предоставляют общежитие, и студенты занимаются у них только по профилю, очень интенсивно: то есть проходят за это время годовой курс – занимаются не два часа в неделю, а по 6 часов каждый день. Дальше возвращаются сюда, и в обычном порядке проходят остальные курсы.
Кроме того, если каких-то специалистов-медиков по некоторым профилям мы не найдем, то к нам будут приезжать преподаватели из Мечникова. Мы даже две квартиры в наших общежитиях уже подготовили для этого.
Это нормальная практика – у нас так сейчас приезжают из-за границы преподаватели. Для сведения: в этом году в заграничной мобильности преподавателей участвовало 258 человек: это примерно пополам – преподаватели, которые приезжают из-за границы к нам и наши преподаватели, которые выезжают в другие страны. Более того, у нас сейчас и более 2000 студентов участвуют в программах академической мобильности. Это показатель, я вам должен сказать!
- Первый набор на медицинское направление будет уже в этом году?
- Обязательно.
- А там будут бюджетные места?
- В этом году бюджетных мест не будет – по той простой причине, что приказ на лицензирование был подписан в среду, а бюджетные места нам распределили 26 апреля. Но даже на платное отделение конкурс, я думаю, будет большой – уже люди звонили, интересовались.
- Прогноз можно сделать, сколько в последующем будет бюджетных мест на это направление?
- Нет, не могу: каждый год цифры меняются. Но, хочу отметить, динамика дает основания для оптимизма. Поясню: до создания ПсковГУ в двух институтах у нас было 480 бюджетных мест на 1 курсах - это 2011 год. В 2012 на бюджетные места уже в объединенный университет (я беру только высшее образование) поступило 554 студента. В этом году нам выделено 791 место. Ну как? А вот до 11 года…
- …Только сокращались.
- Верно: сокращались ежегодно. Нам в свое время так сказали: вы сначала начните работать, докажите, что вы эти бюджетные места заслужили, а потом… Вот такая статистика, я думаю, ответ на вопрос – заслужил коллектив университета или не заслужил.
При этом нужно помнить, что сейчас ведь еще сокращается количество выпускников 11 классов...
- Ну да, поколение «беби-бума» 80-х уже отучилось, сейчас идет поколение депрессивных 90-х.
- Да, линия будет падать еще несколько лет - и лишь потом снова начнет ползти вверх. А, тем не менее, нам удалось заметно увеличить количество бюджетных мест.
- Мы еще не поговорили о теологическом факультете. Если с необходимостью создания медицинского факультета все понятно, то теологическое направление у многих вызывало как минимум вопросы: зачем это нужно в классическом университете, есть же специализированные церковные заведения - духовные академии.
- Да, вопросы у людей возникают. Мне вот говорили: "Попов что ли будете учить?" Это большое заблуждение. Даже если считать, что теология и богословие – это практически одно и то же, не нужно забывать, что богословская наука – как наука о религии – существует в перечне мировых наук. И практически во всех настоящих классических университетах, особенно в таких, как Кембридж, Гарвард – везде есть теологический факультет.
- Ну это же частный случай философии, грубо говоря.
- Совершенно верно: это сродни философии. Поэтому мне не понятны эти разговоры: «Да вы что – в светском институте теологию?» Просто смешно. Да, классический университет не обязан – но он имеет право такое направление вводить. У нас в стране примерно 10 вузов имеют теологические факультеты. Мы что, будем закрывать глаза на то, что у нас много верующих, что у нас есть церковь, что у нас в школах историю религий преподают? Это первое…
Второе (это я вам доводы привожу, для чего создается теологическое направление) – когда я пришел в университет, я сразу всем сказал, что мы не будем работать на конъюнктуру: забудьте, когда, например, в 5 вузах города преподается экономика - и она открывается в 6-м. Мне говорили: "А как же? Конкуренция!" А какая конкуренция, когда преподаватель один и тот же в течение недели бегает во все эти вузы. Он что, сам с собой конкурирует? Это конкуренция платы была, демпингование обычное.
Поэтому мы отказались от конъюнктурного внедрения новых программ – мы будем работать только по заказу: государственные заказы, муниципальные заказы и заказы от предпринимателей.
Пример? Пожалуйста! За последние 10 лет в двух вузах – педагогическом и политехническом – чуть больше 10 программ новых были введены, в том числе эти конъюнктурные. (Слава Богу, юристов сделали – это тоже конъюнктурная, вроде бы, программа. Но все равно шли ребята – вот и открыли. Не открыли бы они тогда, открыли бы мы сейчас, потому что в классическом вузе должен быть юридический факультет, это понятно).
Но мы-то за 2 года написали 25 программ. Из них до вчерашнего дня по 23-м мы уже получили лицензии, 7 программ уже работают, по остальным – начинаем набор в этом году. Это и теоретическая физика, это и математика и кибернетика, это и технология и экономика (школьных учителей по этим направлениям там будут готовить), это и направления эконмической безопасности, психологии служебной деятельности… А для Великих Лук? Строительство (мы же там высшее образование начинаем в этом году!), конструкторско-техническое сопровождение механико-машиностроительного производства, экономика та же (в южной зоне не было классической экономики)…
В общем, мы сейчас все специальности, все направления открываем только под заказ – не под конъюнктуру. Сейчас, например, начали разработку программы «Ихтиология и рыбловство» - тоже по заказу наших рыбаков.
Так вот – теологию нам заказали. Это был совместный заказ администрации области и епархии. А родился этот заказ 3 года назад, когда в регион приезжал святейший Патриарх. Он посетил наш университет – тогда еще педагогический. Открывали церковь в нем. И тогда владыка поставил вопрос: "Вот у нас есть духовное училище, а дальше ребята уезжают учиться в академии и потом не возвращаются". А в Псковской области, где столько церквей, нужен такой факультет. Есть люди, которым это надо, есть спрос, который подтверждает "заказчик". И тогда было принято решение – если будет классический университет, давайте сделаем там теологическое направление.
Специалисты-теологи, конечно, могут идти в религию. Они могут затем идти преподавателями в те же академии духовные, в то же наше училище богословское. Но они могут идти работать и в музее наши, и в научно-исследовательские институты, и в школы – не «Закон Божий» преподавать, а историю религий…
Так что в этом году набор первый уже будет.
- Вы говорите о заказе… Заказ – слово неоднозначное: оно может означать как некую очевидную потребность общества в тех или иных специалистах, так и ту или иную «заявку», которая подкреплена или финансированием, или иной помощью…
- Пока что еще это голубая места всех ректоров: чтобы были целенаправленные заказы от бизнеса или общественных структур, которые они бы и оплачивали. Вот по государственному заказу: бюджетные места – это же и есть финансируемый из российского бюджета заказ. Но есть еще и другой вариант госзаказа – это, например, заказ от областной администрации, которая, как известно, является государственным органом власти. В этом случае возможности напрямую оплачивать обучение студентов, наверное, на сегодня нет, но другими путями помощь идет – те же помещения областной больницы, которые нам переданы: мы же их не покупали!
Так что когда я говорю «заказ» - я в первую очередь подразумеваю то, каких специалистов действительно надо готовить для области.
- Ну и последний вопрос: вы уже успели заявить моим коллегам, что открытие медицинского и теологического направлений сравнимо с открытием самого вуза. Что вы имели ввиду? Что благодаря этим направлением ПсковГУ приблизился к образу классического европейского вуза, где медицинский и теологический факультеты (как и юридический, и философский) – чуть ли не обязательны?
- Я имел ввиду прежде всего эмоциональную значимость.
Второе, что я имел ввиду – это как раз то, о чем вы говорите. Появление двух этих направлений – еще одна победа университета на пути к структуре действительно классического вуза. Я когда говорю сегодня "ПсковГУ – классический университет", я подразумеваю именно юридический аспект. На самом деле классическим университетом мы станем не завтра и не послезавтра – для этого должно пройти время. Для этого, те программы, которые мы запускаем, должны пройти апробацию в течение хотя бы 6 лет. Мы должны посмотреть, пользуются ли наши выпускники тем спросом на рынке труда, какой должен быть у выпускников классического вуза. И лишь тогда сможем сказать: "Да, теперь мы настоящий классический университет!"
Беседовал Сергей Васильев, Псковское агентство информации.
Нет комментариев