Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Видея фикс

10:34, 14 мая 2013, ПАИ

Ещё лет пять назад я был тупо убеждён: никакого актуального искусства в Пскове не было и никогда не будет, просто оттого, что ну не растут ананасы в нашем суровом климате, вымерзают и гибнут на здешних скудных почвах экзотические фрукты, а вся псковская актуальность выражалась исключительно в том, что, приняв изрядно на грудь, иные собратья-художники лупили друг друга по сусалам и громили ветхие мебеля своих мастерских.

 

Прочие члены местного Союза в подавляющем своём большинстве (жутко подавляющем!) лабали сусальные открыточные виды, рассовывая их по здешним салонам, красили иконки да стругали церковную утварь, обслуживая надобности Псковской Епархии. Два-три сумасшедших нонконформиста на всю глухую округу, разумеется, были не в счёт, но в некий счастливый момент, в неизбывно затхлой атмосфере провинциального удела вдруг забрезжило, сверкнуло, зародилась некая как бы "движуха", и пошло, поехало, попёрло, высекая искры. Иногда — сразу из трёх глаз: двух физических, и того, который во лбу.

 

Новый выставочный проект галереи "Дом на Набережной" — передвижная выставка "Алфавит искусства" ("Alphabet of Art") выстроилась в причудливый ряд при непосредственном участии куратора Виталия Рахмана, который открыл экспозицию прямиком из американской Филадельфии, само собой, по скайпу (нынче бытовая техника позволяет).

"Идея была такая: используя современные методы и технологии, сделать портативную выставку, чтобы донести какую-то актуальную информацию людям, ценящим искусство, представить выставку, которая могла бы путешествовать по миру. - Объяснил Виталий Рахман тем немногим псковским художникам, что пришли на открытие "Алфавита". - Была задумана выставка, которая умещается в небольшой чемодан. Начала свой путь выставка в Филадельфии. Потом она отправилась в Москву, в Музей Зверева. Копия этой выставки сейчас путешествует по городам Австралии. Далее выставка прошла одновременно в российском Санкт-Петербурге и в Санкт-Петербурге, штат Флорида, США, в галерее "620". Ну, и вот наконец экспозиция перекочевала к вам, в Псков..."

 

Тридцать четыре художника из семи стран объединил общий интерес к визуальным эффектам букв, цифр и нот, сочетание текста с изобразительными ресурсами традиционной графики, фотографии, коллажа и инсталляции. Попыткой выявить мотивации, заставляющие художников выходить за границы традиции, назвали "Алфавит искусства" его кураторы в одной из аннотаций: в "Алфавите искусства" любое выставочное пространство превращается как бы в некий "суперколлайдер", в котором сталкиваются новые идеи, принципы и подходы.

"Выставка "Алфавит искусства" — это тема, повод для разговора, - подчеркнул Виталий Рахман. - У нас не было задачи удивить зрителя, шокировать его, ошеломить. Мы хотели лишь пригласить зрителя к разговору, вызвать его на дискуссию и дальнейший творческий поиск".

 

Что ж, если именно эта цель — возбуждение интереса к "суперколлайдеру" современного искусства заботила художников проекта, то общими усилиями, как говорится, умножением творческих потенциалов и визуальных идей они действительно достигли некого качества алфавита, изучив который, можно согласиться с тем, что хотя бы знаешь буквы и умеешь читать по слогам.

 

В этом смысле "Алфавит искусства" есть как бы ликбез для тех, кто в своём понимании искусства не ушёл дальше репродукций из учебника "Родная речь".

Для человека, более-менее интересующегося современным искусством, впрочем, ничего экстраординарного в экспозиции "Алфавита" действительно не представлено. Ощущение дежавю неизбежно. 34 художника, 34 планшета, 34 взгляда на искусство. Что поражает, так это восхитительная внутренняя свобода и удивительная смелость. Художники "Алфавита" ничего не боятся.

 

Такое впечатление, что никаких упрёков вообще не существует: ни упрёков в плагиате или вторичности, ни упрёков в предсказуемости и банальности, ни упрёков в примитивности мышления и т. д., то есть буквально ни в чём нельзя упрекнуть интернационального деятеля визуальных искусств десятых годов XXI века. К тому же каждый из них не только рисовальщик, фотограф, бутафор или дизайнер, но и поэт, рассказчик, концептуалист, мифолог.

Поэтический текст, глубокомысленный комментарий или остроумная реплика живут внутри изображения, либо возникают на его полях, расширяя и направляя процесс рецепции. То, что слова иногда важней картинки, ни для кого сегодня не новость. А вот к тому, что само изображение как эстетический факт подчас отсутствует или дезавуировано, привыкнуть трудно, да и не нужно. Когда художник берёт репродукцию "Джоконды" Леонардо да Винчи и засовывает её в бумагорезку, а полученный результат фиксирует на фотокамеру, мы осознаём, что профанация в нашем техногенном веке давно самодостаточный художественный приём, и никуда от этой данности не денешься.

Можно написать на ладони левой руки пару стихотворений и сфотографировать, и это будет искусство. Можно использовать или сымитировать фрагмент стены для стихийных частных объявлений, и это будет искусство. Можно сделать фото на стильный гаджет и использовать его экран в качестве носителя, и это, несомненно, тоже будет искусство, потому что границ у актуального искусства нет, как нет материальных ограничений у идеи.

Здесь напомню, что идея (эйдос — вид, форма) в представлении уже древних греков - то, что видно, то, что зримо, буквально очами или духовным созерцанием. Выдающийся отечественный философ и эстетик Георгий Гачев, объясняя это свойство идеи, придумал свой русский неологизм: "видея". Задача художника сделать эту видею зримой и наглядной не только для себя, но и для других, воплотить материально,  то есть обратить её в плоть, в то, что можно потрогать руками. Ну, а если потрогать не получается, попробовать исполнить самому. Без страха и упрёка.

Ценность "Алфавита искусства" в том, что он учит не бояться. Ни собственных идей, ни чужих мнений. А главное, не бояться делать. Не бояться экспериментировать. Доводить до слова и до света. Всё прочее — не существенно. Как красиво сформулировал Рафаэль Левчин, "Самые интересные вещи появляются на пересечении жанров, самые динамичные системы балансируют на грани исчезновения и загнивания, лучшие книги говорят о чуде. Языки слов, звуков, схем, цветов, намёков и тайн движут нас вперед".

Саша ДОНЕЦКИЙ

 

 

 

 


 


 


 


 

Все новости
  • Профанация - это точное слово.
  • ролл
    С Джокондой сделано здорово - это жизнь наша сегодня.
  • Эта выставка на грани представления и изображения. Больше представления, театра - в этом смысл актуального искусства. Но особой разницы между реалистическим искусством и так называемым современным искусством нет - что в первом, что во втором - рыхлые, ватные, вялые формы. Всё это наследие ренесанса, который уничтожил образ. Всё это упирается в понимание качества жизни, в восприятии прекрасного. Образец качественной жизни написан на стенах Снятогорского монастыря. Но, к сожалению отдано всё на откуп попам. Выставка интересна тем, что художники ощущают это тупик в развитии искусства. Они показывают плагиат плагиата. Как, не странно этими повторами выставка и интересна.
  • Теперь Саше осталось на своей заднице стихи написать и сфотографировать
  • Самому не получится : надо ,чтоб кто-то помог ,стихи писал и ошибок не делал .
  • скобарям не понять. у них дети лучше рисуют в детсаду.
  • Такую выставку было бы неплохо издать в виде книги или альбома. Или уже издано?
  • Очень интересная выставка ! Надо смотреть !
  • рз
    Новаторство в Пскове не приживается , поэтому и молодежь уезжает.
  • Просто молодежь хилая. Посмотрите выставки в Пскове. Одни старперы за 60. Где эта самая молодежь?
  • Все интересное и новое в художественной жизни в "Доме на Набережной "
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru