Никто не знал, а он - бэтмен?..
Судя по всему, глава администрации Пскова Игорь Чередниченко вряд ли отметит год на данном посту: депутаты Псковской городской Думы, недовольные его работой, крепко взялись за дело и всерьёз начали "игру на вылет". Накануне Дня Победы инициативная группа псковских думцев вновь направила в отдел делопроизводства гордумы проект решения о назначении даты внеочередной сессии и проект решения о досрочной отставке сити-менеджера. Все формальности соблюдены, необходимый минимум голосов есть, а это значит, что уже на следующей неделе Чередниченко имеет шанс остаться без портфеля.
Парадокс здесь в том, что ожидаемый "импичмент" Чередниченко неожиданно стал его "звёздным часом", пятью минутами славы, в том смысле, что сити-менеджеру поневоле пришлось покинуть уютный чиновничий кабинет и жёстко засветиться в СМИ и на публике. Многие псковичи, быть может, впервые узнали, "ху из мистер Чередниченко?" Отрешение от должности — всегда скандал, пусть и локального масштаба, и как бы не завершилась эпопея с досрочной отставкой, фамилия Чередниченко сейчас у всех на слуху, рейтинг упоминаемости в СМИ резко повысился. Этакий информ-калиф на час.
Нужен ли Чередниченко подобный "PR" — вопрос другой, и от сити-менеджера уже никак не зависящий. Сам глава администрации продолжает привычно отмалчиваться, и от комментариев воздерживается. Тут он последователен, как стойкий оловянный солдатик.
Что до депутатов гордумы, то нужно признать, что во многом именно их упорные усилия превратили его молчаливую фигуру в по-настоящему публичного персонажа. Теперь, на волне разразившегося скандала, чиновник, сознательно избравший амплуа "серой мыши", втихаря грызущей свой укромный кусочек сыру, рискует превратиться в некоего "Микки Мауса", главного героя новостного сериала с непредсказуемой интригой: снимут или не снимут? Удержится в кресле наш "бэтмен" или нет?
Вообще история недолгого "сити-менеджерства" Игоря Чередниченко показала, что концептуальная закрытость от СМИ и личная скрытность отнюдь не являются гарантией управленческого успеха и сохранения реноме. Тем более, когда настоящая репутация, мягко выражаясь, весьма туманна.
Что знали псковичи об Игоре Чередниченко до его вступления на должность главы администрации города Пскова? Лишь то, что прежде он занимался бизнесом и имеет скромный опыт управленческой работы на далёкой Камчатке? 17 июля 2012 года, когда депутаты Гордумы проголосовали за кандидатуру Игоря Чередниченко, для обозревателей он оставался "тёмной лошадкой", наёмным работником, которому ещё предстоит подтвердить свою профпригодность. При этом аппаратный стиль, который избрал Чередниченко, резко контрастировал с управленческим стилем его предшественника — Петра Слепченко.
Если Слепченко по части публичности (то есть чётко организованного PR-a, связей с общественностью) мог бы ещё и дать фору главе Пскова Ивану Цецерскому, давно привыкшему к вниманию прессы, то новый сити-менеджер предпочёл сыграть роль "человека-невидимки". Если Слепченко лазил по крышам и щедро раздавал комментарии, то Чередниченко укрылся в кабинетном сумраке. В тандеме двух глав - Цецерского и Чередниченко - второй решил добровольно уйти в тень первого.
Чем бы это не было мотивировано, персональным выбором или изначальной договорённостью о разделе полномочий между двумя главами, менеджерская схема высветилась быстро и отчётливо: Иван Цецерский — муниципальный фронтмен, публичный лидер и ньюсмейкер, не лезущий за хлёстким словом в карман, тогда как Чередниченко отрабатывает функцию сугубо "технического" кадра, этакого носферату от управления.
Если кому-то кажется, что подобная "страусиная" тактика способна оградить от критики, то он глубоко заблуждается, что и продемонстрировал сюжет с Чередниченко во всей красе и наглядности. Можно скрыть своё лицо от горожан, изобразить из себя "человека без свойств и эмоций", но уйти от ответственности нельзя.
Да, Игорь Чередниченко старательно генерировал из себя "номер второй" (если не шестой), в пресс-конференциях и брифингах почти не участвовал, громких заявлений не делал, сидел "ниже травы, тише воды". Однако тактика "чем меньше светишься, тем меньше поводов для критики" ни к реальной экономике, ни к реальной политике не имеет никакого отношения, попросту говоря, не действует.
Молчание — оно, конечно, золото, но люди судят по живым делам. С делами же стремительно нарисовались непонятки и проколы, которые чем дальше, тем становились всё глубже и разительней.
Управленческие ошибки и проблемы города накапливались, как снежный ком. Буквально: первый же крупный снегопад наглядно показал всем, что настоящего хозяина в городе нет. Дальнейшие месяцы подтвердили наихудшее: испытания зимой скрытный сити-менеджер явно не прошёл. Ритуальное молчание и игра в "человека-невидимку" не спасли от жёсткой критики и неминуемого удара по репутации.
Понятно, что репутационные потери по итогам крайне неудачной зимовки ожидали не только "номер второй" мэрского тандема, но и "номер первый". Как бы хитроумно не распределялась ответственность за хозяйственный провал и чем бы не камуфлировались управленческие промахи, фактически за город отвечают двое — и Чередниченко, и Цецерский. И от этой двойной персональной ответственности перед жителями так просто, на шару, не отвертишься.
Выводы из этой незавершённой истории, увы, невесёлые. С двуголовой управленческой моделью, по-видимому, пора кончать. Псков может менять сити-менеждеров, как перчатки, по одному в год, а толку от этой беспрерывной череды очередных чередниченок будет не больше, чем от смены безликих статистов, работающих не мозгами, а частями тела.
Послушно "ходить под главой" и молчать, как рыба об лёд, вовсе не означает исполнять свои функции эффективно. Вот главный итог, который извлёк город из неприятной, но поучительной истории с участием сити-менеджера Чередниченко и иже с ним.
Александр ДОНЕЦКИЙ