Реальная любовь
Не умеете находить общий язык с зайцами? Теряете дар речи, оставшись наедине с Тилем Швайгером? Тогда вам следовало бы побывать на заключительных мероприятиях псковского регионального этапа Всероссийского конкурса педагогических достижений "Учитель года – 2013".
Добравшиеся до финала этого состязания классные дамы славно пошалили, упражняясь не только в ролевых любовных играх. В какой-то момент псковский "Учитель года" стал больше походить на родео, на занятие йогов, на мультфильм "Мадагаскар"...
При этом конкурсанткам пришлось пререкаться не только с зайцами, но и со своим внутренним голосом, заглушая его всеми возможными способами и даже запугивая львиным рыком.
Последний день конкурса выдался для его участников непростым даже по школьным меркам: семь уроков подряд – то в роли учителей, то в роли учеников. Поэтому когда отстрелявшихся конкурсантов спрашивали, кого им больше хотелось бы в помощь своим коллегам поизображать – отличников или двоечников, - все напрашивались в лодыри. По-видимому, утомившись - и сеять разумное, доброе, вечное, и жать.
Кстати, слово "отстрелявшихся" следует понимать буквально. Но в кого и зачем конкурсанты стреляли, а кого из чисто рациональных соображений возжелали пристрелить, расскажу чуть позже. А начну с самых мимишишечных моментов конкурса.
Тили-тили-тест
Хотите изучать немецкий язык с малолетства? – тренируйтесь не на кошках, а на зайцах, советует Лариса Ивахива – учитель иностранного языка из Пушкиногорской средней школы имени Пушкина, которому, как вы помните, зайцы тоже были не чужды, хоть и заставляли его поворачивать оглобли вспять.
Ларисе Геннадьевне, напротив, с зайцами очень даже по пути. Заранее готовясь к очередной образовательной реформе, согласно которой детские сады должны стать низшей ступенью школы, пушкиногорская преподавательница нашла всего один подходящий для дошколят учебник иностранного. Да и тот венгерский – "Раннее обучение немецкому языку с зайчонком Хансом". В результате педколлектив Пушкиногорской школы имени Пушкина пополнился тряпичным зайцем, который не знает ни слова по-русски и какой-то уж слишком ранимый по педагогическим меркам.
Ведь с ним ни в коем случае нельзя как с обыкновенным учителем: раз – и забросили за ненадобностью до следующего урока. "У него обязательно должен быть свой домик", - объясняла Лариса Геннадьевна, его надо холить-лелеять, иначе дети в него не поверят, и у него не получится установить со своими учениками контакт.
Суть пропагандируемой Ларисой Ивахивой методики состоит в том, чтобы отрабатывать немецкие фразы, сопровождая их определёнными жестами, которые разучиваются в процессе общения с зайцем Хансом. Для наглядности во время своего мастер-класса на сцене Псковского педагогического комплекса финалистка областного конкурса "Учитель года" разучила с коллегами фразу Ich liebe dich. С воздушными поцелуями, конечно же.
Сначала педагоги признавались в любви онемеченному пушкиногорскому зайцу, потом – друг дружке, а когда довели свой немецкий до автоматизма, Лариса Геннадьевна вдруг предложила им мысленно разоблачиться до мини-бикини и перенестись на один из немецких пляжей. Где столкнула нос к носу с Тилем Швайгером. "Расслабьтесь, девочки! - подбадривала она своих разрумянившихся конкуренток. - Это же мужчина, а не заяц. Вы же только что отрепетировали, что в таких случаях полагается говорить!".
А царица над ребёнком — как орлица над орлёнком
Учительница младших классов 18-й средней школы из города Пскова Галина Ленская тоже использовала во время демонстрации своего мастер-класса подопытного... ну правда что, не кролика, а добровольца из зала.
А всё для того, чтобы продемонстрировала членами жюри и всем интересующимся, как помочь человеку любого возраста "испытать ситуацию успеха".
Испытуемой (успехом) было предложено ни много ни мало — изобразить на классной доске орла.
При этом педагог так мастерски подбадривала начинающую художницу-анималистку (по словам Галины Александровны, она знает не менее 20 способов похвалить ученика), что орёл получился вполне натуралистичным, а его автор явно снискала успех.
Дело в шляпе
Под руководством учителя географии Москвинской средней школы из Псковского района Татьяны Никитиной участникам конкурса пришлось изобразить кое-что посложнее — а именно, розу ветров регионального "Учителя года".
Учитывая, что в финал областного этапа конкурса вышли всего семь учительниц (из Пскова, Псковского района, Пушкинских Гор, Великолукского района и Бежаниц), роза получилась больше похожей на знак бесконечности. Что, разумеется, очень символично.
Тем временем Татьяна Викторовна начала было жаловаться коллегам, что география у нынешних школьников почти в такой же чести, как и у недорослей времён Фонвизина. Ведь большинству современных учащихся этот предмет не пригождается ни во время сдачи выпускных экзаменов, ни в последующей взрослой жизни. В наш-то век навигаторов. Короче, престиж науки катастрофически падает, сетовала Татьяна Никитина. Но пушкиногорская укротительница зайцев Лариса Ивахива её быстро утешила:
- Ну не так уж и падает. По сравнению с немецким языком ваша география, ещё можно сказать, на высоте!
В любом случае Татьяна Никитина провела свой импровизированный урок так, чтобы каждый из её учеников заодно с сидящими в зале смог хотя бы себе самому ответить на сакраментальный вопрос мадам Простаковой "А географию зачем учить? Извозчик и сам довезёт".
В результате мы узнали:
1. Что любителями отдыха на острове имени шоколадного батончика "Баунти" могут быть только экстремалы. Ведь это родина тундры и пингвинов, а уж никак не волооких смуглянок под кокосовыми пальмами. "Представьте, вылетаете вы на этот остров со всеми прич... то есть, купальными принадлежностями, а там неподалёку Антарктида. Хорошенький получился бы отдых", - уточнила одна из "учениц" Татьяны из числа её конкуренток по конкурсу, разобравшись по карте что к чему.
2. Что некоторые рекламные ролики могут провоцировать международные конфликты, как это случилось однажды с телерекламой "Мегафона", пропагандировавшей дешёвую сотовую связь на просторах СНГ. А всё потому, что недоросли от рекламы перепутали Армению с Азербайджаном, после чего в дело пришлось вмешиваться дипломатам...
3. Что незадачливым туристам, наподобие мадам Простаковой, иной раз не помогает даже "извозчик". Одна такая семейка – назовём их Симплсонами - так лихо промахнулась с отелем, что оказалась за 19 тысяч километров от забронированного номера. Просто потому, что на свете существует два Исборна: один – новозеландский, другой – английский.
4. Что спортсмена, как и художника, обидеть может каждый… двоечник по географии. Даже на Олимпийских играх. Например, когда на официальном сайте игр указывают, что такой-то спортсмен родился в "Украинской области" России, такой-то – в "Белорусской", третий - родом, якобы, из российского Баку, а четвёртый – из Рустави (Россия). А уж если футболистов из Северной Кореи выпускают на поле под флагом Южной, то матч может и вовсе не состояться.
Довершая этот географический ликбез, Татьяна Никитина предложила всем собравшимся поиграть в "следствие вели знатоки" и догадаться кто убийца, если один из главных подозреваемых утверждает, что всего-навсего прогуливался днём по набережной и зашёл по колено в воду только затем, чтобы выловить сорванную ветром шляпу, которую, якобы, относило от берега всё дальше и дальше.
Шерлоков Холмсов среди публики так и не нашлось. Только Мисс Марпл – да и то среди членов жюри. Оказывается, дневной бриз дует по направлению с воды на сушу, а не наоборот, и поэтому никак не мог унести шляпу злоумышленника в открытое море. Наградой новоявленной любительнице частного сыска стала "та самая шляпа".
Вывод Татьяна Никитина сделала такой: "Географию надо изучать чтобы не потерять деньги. Не испортить себе отпуск. Не разжечь международный конфликт. И хотя бы выиграть 3 миллиона рублей — у Диброва и 10 миллионов рублей — у Галкина".
В сердцах
Удивительно похожая на героиню Нины Масловой из кинофильма "Большая перемена" учительница начальных классов Наталья Кузьмина из Пересленигской гимназии Великолукского района заставила своих коллег придумывать синквейны. Это такие маленькие японские стихотвореньица на заданную тему, которые создаются по схеме: первое слово — тема, потом несколько определений, потом глаголы или деепричастия, потом предложение, которое выражает отношение автора, а напоследок - ассоциация.
Педагоги слегка поупражнялись в искусстве сочинения синквейнов про золушек, пока не приступили к синквейну про себя любимых. Вот тут-то и выяснилось, что учитель — это "мученик", который "понимает", "творит" и "учится". А с чем это слово у финалистов псковского "Учителя года" ассоциируется? Конечно же, с сердцем.
Тихо сам с собою я веду беседу
Мастер-класс учителя начальных классов из средней общеобразовательной школы № 47 города Пскова Елены Маликовой назывался "Формирование компетенции личностного самосовершенствования". Что в переводе на общечеловеческий означало тренинг по здоровьесбережению. На этот раз Елена Владимировна озаботилась здоровьесбережением учителей.
"Какая у вас самая главная проблема? Простуды или внутренение диалоги, которые мешают учителю спокойно работать и существовать?" - строго спросила она у коллег.
"Диало-о-оги!" - сознались они.
Вот Елена Владимировна и принялась за "устранение" этих "внутренних диалогов". Для этого она велела своим конкуренткам сосредоточится на ярких пятнах – а именно, присмотреться к заранее надутым и развешанным ею же там и сям по залу цветным воздушным шарикам. После чего заставила своих коллег хорошенько прислушаться ко всему происходящему, а потом - попробовать выразить свои ощущения. Ну и напоследок сделать всё и сразу: раскрыть глаза и уши пошире, усиленно шевеля фибрами души.
От такой массированной атаки все надоедливые внутренние голоса, раздирающие наших конкурсанток исподволь, сами собой попритихли. А чтоб им неповадно было, Елена Маликова к тому же принудила своих соперниц по конкурсу ходить по горящим углям…
Ну почти.. а на самом деле - по сделанным её учениками из чего придётся коврикам для профилактики плоскостопия. Младшеклассники из школы № 47 мастерят такие коврики из пуговиц и бутылочных пробок, и держат у себя под ногами в течение всего учебного дня, рассказывала Елена Маликова, - чтобы при каждом удобном случае активировать расположенные на стопе жизненно важные точки.
Благодаря конкурсу "Учитель года" взрослым ученицам Елены Владимировны тоже пришлось скакать по этим бутылочным пробкам зайчиками Хансами. При этом они обязаны были представлять себя рыбками — которые "то сомкнутся, то зароются в песке".
"Попробуйте зарыться в песке!" - командовала учительница. И все послушно "зарывались", пока преподавательница здоровьесбережения не заподозрила неладное и не поинтересовалась, кто из финалисток псковского конкурса "Учитель года" делает утреннюю зарядку. Как и следовало ожидать, ответом ей бы "лес рук".
- А почему?
- Времени мало.
- А ещё почему?
- Времени же мало…
Зарядка по Маликовой - это наполовину родео, наполовину, как я уже предупреждала, "Мадагаскар". Под её чутким руководством конкурсантки то взлохмачивали себе "гривы" и рычали друг на дружку, то целились в зал в полуприседе, как настоящие ковбоицы.
…После этого даже у сидящих в зале пропал дар речи. Внутренний, по крайней мере.
Любовь и прочие обстоятельства
А нам ещё предстояло побороться за Нобелевскую премию вместе с учителем русского языка и литературы псковского Гуманитарного лицея Светланой Яцукевич.
Светлана назвала свой мастер-класс – "Компетентность личности проявляется в отношении к нравственным ценностям или Любовь как..." Для начала она предложила коллегам ролевую игру.
"Жил старик со своею старухой у самого синего моря…" - начала Светлана Васильевна голосом Арины Родионовны, как вдруг резко сменила тон: "Ох и бранила она его, ох и ругала она его. А он жил и терпел. Спрашивается: чего жил-то, почему терпел?"
Мнения педагогов разделились: "потому что любил", "потому что старый, больной, деваться от сварливой бабы некуда", "потому что рыбку свою золотую ещё не дождался", "потому что порядочный".
Основываясь на этих ответах, Светлана поделила свой импровизированный класс на три группы: романтиков, реалистов и традиционалистов (классиков). Задание им было дано одно и то же: дописать рассказ Бунина "Солнечный удар".
Если помните, это совсем короткий рассказ про то, как на одном из волжских пароходов встретились молодой красивый поручик и маленькая прелестная женщина. Они сошли на берег в ближайшем городе, провели в гостинице бурную ночь, а наутро расстались.
Она была снова свежа, как в 17 лет, "проста, весела и - уже рассудительна" и просила поручика только об одном: чтобы он ни в коем случае не садился с ней на один пароход, а подождал следующего – иначе "всё будет испорчено". Поручик так и сделал, но, проводив свою любовницу до пристани, почему-то пригорюнился, и, возвратившись в гостиницу, почувствовал себя постаревшим на десять лет.
Нобелевский лауреат по литературе поставил в этом месте точку. А финалистов псковского конкурса "Учитель года – 2013" заставили додумывать для этой истории американскую концовку.
При этом романтикам надо было придерживаться ранее высказанного ими суждения, что любовь – это "всепоглощающая страсть". Классики обязаны были доказать, что любовь – это "терпение, понимание и всепрощение". А реалистам пришлось гнуть выбранную ими линию, что главное в любви – это материальная обеспеченность: "деньги, квартира, этот же самый пароход".
В результате "романтики" решили, что этим двоим - поручику и маленькой загорелой прелестнице - предстоит соединиться навек, потому что их чувства рано или поздно всё равно возьмут верх над разумом. Традиционалисты разлучили их навсегда, чтобы поручик вечно страдал от тоски, а его случайная возлюбленная вспоминала об их мимолётной интрижке как о приятном приключении.
И только реалисты с мрачной решимостью постановили, что из этой ситуации есть всего два выхода: поручику следует либо застрелиться самому, либо застрелить свою любовницу.
А впрочем, вдосталь наигравшись, все без исключения участницы регионального этапа конкурса "Учитель года" попросились в "романтики" и сказали, что им по роду своей основной деятельности очень неуютно было как в "классиках", так и в "реалистах".
И снова "здравствуйте"
"Я вижу вас люди, я вас уважаю и желаю вам всего самого доброго", - сказала вместо обыкновенного приветствия вышедшая на сцену регионального "Учителя года" преподаватель русского языка и литературы Бежаницкой средней школы Вера Никифорова. И сразу же попросила своих "учениц" перевести её высказывание на наш повседневный язык - таким образом, чтобы уложиться в одно слово.
Видимо, внутренние диалоги опять возымели над ними верх, потому что они не сразу догадались, что это слово "здравствуйте", а потом ещё долго никак не могли закончить фразу "Ищи трудность – найдёшь…" "Успех?" "Проблему?"
Вера Владимировна вела свой мастер-класс, используя, как она пояснила, технологию проблемного диалога. Благодаря чему её новоявленные ученики всего за каких-то полчаса всё-таки повторили подвиг Ярослава Кеслера – и расшифровали кириллицу как не просто придуманную легендарными Кириллом и Мефодием русскую азбуку, а полное глубокого скрытого смысла послание потомкам.
Для этого конкурсанткам пришлось усиленно вдумываться в название каждой буквы кириллической азбуки ("аз", "буки", "веди", "глагол", "добро"), экспериментировать со словоформами, расставлять так и эдак знаки препинания…
Зато в итоге они вывели почти такую же безупречную формулу, как и у Кеслера, чуть-чуть приоткрыв для себя "тайны мироздания".
На прощание Вера Владимировна спросила своих заново усаженных профессиональным конкурсом за парты коллег: "Вот вы сейчас вернётесь обратно в зал, и там люди вас спросят: "А что вы такое делали?" Что вы им ответите?"
- Что мы переводили…
- Творили…
- Придумывали…
- И всё-таки УЧИЛИСЬ! – догадалась Светлана Яцукевич.
Как распределились места в финале псковского регионального этапа Всероссийского конкурса педагогических достижений "Учитель года – 2013", Псковское агентство информации уже рассказывало. Вам осталось только сравнить мои и свои впечатления с выводами жюри.
Ольга Миронович, Псковское агентство информации.