Театр Довлатова
И предположить не могла, что буду когда-то писать о впечатлениях после премьеры спектакля в театре кукол. Сама по себе рецензия на премьеру – текст вполне обычный, необычен автор пьесы – Сергей Довлатов, мой бывший коллега, с которым вместе когда-то водила толпы туристов по Пушкинскому заповеднику. К премьере спектакля с взрослым названием «Человек, которого не было» в псковском театре кукол (кстати, с профессиональной труппой артистов и режиссером Александром Заболотным) готовились два года. Сначала нечаянно обнаружили машинописный текст пьесы в архивах театра, потом узнали, что она писалась Довлатовым где-то в 1975 году по заказу тогдашнего режиссера театра Александра Веселова. Пока собирались, Довлатов эмигрировал в США, спектакль не состоялся. Но найденный текст показали Елене Довлатовой, и она разрешила постановку пьесы в том театре, для которого когда-то была написана.
Честно сказать, не ожидала, что увижу смешное, умное, талантливое зрелище. Произошло довольно редкое соединение талантов автора пьесы, режиссера, актеров и, конечно, кукольника Андрея Севбо. Куклы были сложные: большие и маленькие, очень выразительные. В спектакле играли не только куклы, но и непосредственно актеры. Сюжет простой и интересный: надоело мальчику Миньке учиться в школе: «Ну разве это жизнь? В школу – из школы. И каждый день учить уроки». Пошел Минька в цирк. А там все, как в цирке: акробаты и звери, маги и бенгальский ручной тигр Люся. В общем, в этом спектакле автор умудрился рассказать о славе и тщеславии, чуде и магии, и чем одно отличается от другого. Кукольники – народ особый, на одном дыхании представили взрослой публике очень яркое и веселое зрелище. И через весь спектакль еле слышно звучала ностальгическая нота: о толстом мальчике, просыпающемся поутру всегда с улыбкой.
Жаль, что этот искренний спектакль про наше детство не увидели раньше, как хорошо, что теперь его посмотрят наши дети: и маленькие и большие. Он смешной и грустный, и в нем все как в жизни. Но мы-то знаем что в жизни – как в театре.
На премьере присутствовали две женщины Довлатова, красавицы - вдова и дочь.
А тогда, в семидесятые, в Пушкинском заповеднике, я, зная, что он писатель - диссидент, потихоньку наблюдала за ним, встречая на наших общих экскурсионных дорогах. Довлатов был большой, красивый, нездешний, с каким-то мучением в тяжелом взгляде. Это было время когда писалась и «псковская кукольная пьеса».
Все усилия по ее постановке в Пскове соединились в премьерном спектакле, и получился добрый, честный праздник.
А тот, кто нашел довлатовскую пьесу, Леша Маслов, будучи в запое, на премьере не присутствовал. Вот такая скобарская правда.
Мадам, о моих пьянках по городу до сих пор легенды ходят. Упомяни я тут фамилию - все вопросы отпали бы разом. Но дело, как Вы могли уже дотумкать, не во мне. И даже не в том, что Вы позволяете себе мне \"ты\"кать, хотя я и не припомню с Вами брудершафтов. О Вашей панибратской манере общения мною сказано уже достаточно (см. выше), и этот штрих лишь дополняет и без того живописную картинку. А дело-то в том, что негоже ЧУЖИЕ пьянки в прессе обмусоливать. О своих хоть роман издайте. Может, кто и раскошелится поржать. И вот по той самой причине, что ЛЕША маслов, имя которого Вы, как я теперь понимаю, уже намеренно коверкаете, не станет с Вами судиться, я и надавал Вам, уважаемая, тут по соплям прилюдно, хотя и сомневаюсь весьма, что это будет иметь должный терапевтический эффект. А насчет того, у кого как с мозгами - это даже на этой доске видать. Что-то я контр-аргументов с Вамшей стороны не слышу в ответ на свои доводы. Так, отмазки одни. Я Вас прекрасно понимаю. Трудно, когда возразить нечего. Примите соболезнования. Кстати, что-то я не слыхал ничего о личном, персональном вкладе госпожи Богомоловой в реализацию проекта постановки довлатовской пьесы. О вкладе Маслова - знают все. А почтенная \"акула пера\" лишь засветилась, так сказать, на общем фоне, да и то в известном ракурсе. Как говорит один коллега, \"П....еть - не камушки ворочать\"... А пить бы я с Вами не стал. Конец связи.
Наконец-то нечто человеческое. Отчего же не сразу ? Впрочем, наверное виной всему моя прежняя резкость. Эмоции тогда брали верх, а это непозволительно. Примите извинения, если я задел Вас. В конце концов, наезжать на барышню - это моветон. А знаете, умение обратить минус в плюс - это несомненный талант, который стоит уважать. И Вы им, несомненно, обладаете. Только вот отнюдь не все согласятся с Вами (и мной, потому как разделяю), что \"журналист должен пить\". У абсолютного большинства пьющие люди вообще и журналисты в частности ничего, кроме презрения, не вызывают. Как там у Бродского : \"Жизнь вокруг идет как по маслу / Подразумеваю, конечно, массу\". И на этом вполне мажорном фоне люди вроде Леши всегда выглядят диссонансом. А общее презрение, сквозящее во взглядах и усмешках окружающего большинства, уверенности в себе и вообще позитива - не добавляет. Надо быть очень сильным и самодостаточным человеком, чтобы игнорировать без лишних рефлексий. Вот почему так сложно бывает отличить, когда тебе делают комплимент, говоря о твоих запоях, когда просто сочувствуют при этом и понимают, а когда насмехаются беспардонно. Но Вы все объяснили. И в глубине души, честно говоря, я надеялся, что как человек безусловно умный, Вы и впрямь не хотели ничего плохого. Ни Маслову, ни кому другому. Еще раз извиняюсь за былую резкость. Всего Вам наилучшего.
Ты мне не \"ты\"чь, ничтожество. А что касаемо \"отшибания рогов\" - так это легко можно устроить. Встретиться, к примеру, во вполне безлюдном месте и легко поломать тебе, к примеру, челюсть в нескольких местах. Займет это у меня минут пять, вряд ли больше. Ума это тебе вряд ли добавит, а вот наглости поубавтся. Оставь свой e-mail, свяжемся частным порядком, чтобы не отвечать тут, в приличном месте, на вопли твои поганые. Стрелочку забьем. Если не зассышь, конечно :)