Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Аллегория города

09:00, 24 декабря 2012, ПАИ

На выставке, которая называется "Колонна Позора", собственно колонны, как конструкции, нет. Колонна — своего рода минус-приём, призванный обозначить присутствие так называемой "социальной архитектуры", то есть принципы и законы, по которым существовали европейские города-государства начиная ещё с античности, плюс к тому позволяющий "прицепить" к сюжету некие смыслы (точнее - ре смыслов), актуальные для авторов инсталляции.

Милан, где произошла эта история, жуткая и поучительная для всех и ныне живущих, есть некое глобальное обобщение, абстрактный город, государство вообще, в котором вершится суровый неправедный суд.

В 1630-м году две миланских семьи были огульно, по ложному навету, обвинены в распространении эпидемии чумы. Дома их были разрушены и сожжены, а сами обвинённые были казнены с обычной для того времени жестокостью. Им отрубили руки, тела прицепили к колёсам повозок, и возили по городу, отбивая мышцы и дробя кости людей, перемещённых за грань страдания и позора. Потом на местах разрушенных домов жители установили "Колонны Позора", архитектурные памятники, чьё назначение — напоминать о виновности и неотвратимости наказания. Время и прогресс выявили неоспоримую истину: растерзанные люди не были виноваты в эпидемии чумы, которую распространяли крысы, и с "Колоннами позора" случилась метаморфоза, "Колонны" стали обвинять не обвинённых, а самих обвинителей, напоминая всем нам о бдительности: не всегда большинство, избирающее жертву, является носителем истины, а скорее — наоборот.

 

Авторов инсталляции — американского скульптора Саймона Топаровского и аргентинского живописца Ариэла Соуле — интересуют не только пластические образы жертв, их физического осквернения, сколько сама среда, город и его жители, всегда готовые распять невиновного, дабы оправдать несовершенства социального устройства.

Куратор выставки Энцо Форнаро так сформулировал это извечное противоречие между целеполаганием государства и экзистенцией человека:

 

"Афины приговорили к смерти Сократа, усмотрев в его философии источник собственного безбожия и развращенности своей молодежи. В средневековой Европе охваченные эпидемиями города боролись не с нищетой и антисанитарией, а с ведьмами и колдунами. Иными словами, общество не способно было увидеть источник своих бед в себе самом и находило их в индивидуумах, коих наделяло магическими способностями. Магической же силой наделялся и ритуал изгнания или умерщвления этих "избранных".

 

В этом контексте "Колонна Позора", одинокая и ничего не поддерживающая, а наоборот – свидетельствующая об отлучении маргинала от тела социума, обретает значение необходимой составляющей социальной архитектуры. О том, что Топаровского и Соулe интересует не сама Колонна, а именно контекст или социальная модель, ее порождающая, свидетельствует то, что они не воспроизводят её в своих инсталляциях".

 

Город, представленный Топаровским-Соуле, есть чередование цветных плоскостей и пустот, напоминающих фасады домов, порталы и окна. Вокруг этих конструкций нет отдельных людей, а есть слепая толпа, охваченная паникой, некое месиво из оторванных голов и рук.

"Что касается избранных ею (толпой) жертв, то их расчленённые тела интегрируются в городскую архитектуру и становятся той самой "строительной жертвой", призванной умилостивить духов места и "обновить" существование социального здания", - прокомментировал Энцо Форнаро одну из идей инсталляции, буквально напичканной культурными символами и отсылками, не только к христианству или буддизму, но и к историческим реалиям XIX века.

 

Вся инсталляция, помимо легко прочитываемого предупреждения живущим, есть многосоставный и полисемантический ребус, художественная шарада, в которой ни одна деталь не является случайной, а требует перевода, подробного описания или культурологического комментария.

 

Художественно "Колонна Позора" представляет синтез монументальности и пластической сложности и детализации, где, к примеру, крупные геометрические формы из железа и фанеры, выражающие стены города, соседствуют с весьма натуралистичной плотью, написанной маслом, отлитой из традиционной бронзы или вылепленной из воска.

 

"Как вам кажется, "Дом на Набережной", небольшая псковская галерея, то есть достаточно ограниченное выставочное пространство, подходит для показа столь монументальной инсталляции, как "Колонна Позора"? - Спросил я у куратора проекта Энцо Форнаро, который специально приехал в Псков для монтажа и презентации экспозиции.

Куратор выставки Энцо Форнаро

"Поскольку я уже более 20 лет работаю в России, то более-менее ситуация в провинциальных русских галереях мне знакома,  - ответил Энцо. - И данное пространство можно использовать очень хорошо, оно достаточно функционально, его можно использовать для различных выставок. К счастью, "Колонну Позора" можно представлять как в больших залах, так и в маленьких. Нам удалось адаптировать инсталляцию для этой галереи. Выгодная сторона этой инсталляции заключается в том, что её можно по-разному собирать и по-разному представлять, как конструктор".

 

"Как получилось, что американец Саймон Топаровский, который живёт в Лос-Анжелесе, начал сотрудничать с аргентинцем Ариелом Соуле, который живёт в Милане?"

 

"Несмотря на то, что один художник живёт в Америке, а другой в Италии, они много времени проводят вместе. Каждый из них имеет собственную мастерскую, но ателье Топаровского является ателье Соуле, и наоборот. Именно потому, что они очень много работают вместе. При этом Соуле — живописец, а Топаровский — скульптор, и, кстати, корни у него славянские, его дедушка приехал в Америку из Украины".

 

"А как эта выставка вообще попала в Россию?"

 

"Изначально работа родилась в Италии. Но в 2011-м году в рамках Года Италии в России начала осуществляться программа обмена выставками между двумя нашими странами. И было решено привезти "Колонну Позора" в Россию. Сначала выставку показали в Санкт-Петербургском Музее современного искусства "Эрарта", потом в выставочном Центре "Диалог" в Великом Новгороде, и вот теперь здесь, - в Пскове, в галерее "Дом на Набережной".

 

"А дальше?"

 

"Дальше выставка отправится в Самару под патронажем Государственного Центра современного искусства Михаила Миндлина. Возможно, ещё какие-то будут выставки в России, но последняя точно во Владивостоке, откуда она уже переместится в Лос-Анджелес, поскольку 2013 год объявлен годом Америки в Италии".

 

"Любопытно, а как сами художники относятся к тому, что их инсталляция путешествует по России?"

 

"Им это интересно. Псков — это не первый опыт организации выставок в небольших городах, и это всегда интересно и художникам, и жителям этих городов. Одна из существующих проблем как в Италии, так и в России, заключается в том, что у нас очень хорошо знают классическое искусство. Остановите любого на улице в России и спросите, кого из итальянских художников он знает? Конечно, сразу последует ответ: Караваджо, Микеланджело, Леонардо. Если спросить итальянца о том, что он знает о русском искусстве, тот ответит: иконы, Кандинский, Шагал." Всё, что было между иконой и Кандинским, и после Кандинского — неизвестно. То же самое в России: то, что происходило в искусстве Италии после Караваджо абсолютно неизвестно. Ну, может что-то слышали о футуризме и Маринетти, но это всё. Тогда как на самом деле в Италии после войны было множество движений в искусстве. Таким образом, обмен выставками знакомит нас с современным искусством Италии и России".

Ну, и закончить интервью с Энцо Форнаро уместно ещё одной по-европейски глубокой цитатой из его искусствоведческого сопровождения выставки, поскольку лучше уже вряд ли сформулируешь: "Выстраивая свой театр ужасов, Топаровский и Соуле стремятся, конечно, к экспрессии, а в отдельных местах – даже к правдоподобию, но, в целом сохраняют свой рафинированный, условный и абстрактный стиль. Поэтому "Колонна Позора" воспринимается не как художественная реконструкция исторических событий, а как попытка пластической деконструкции известной модели социальной архитектуры. Попытка, о полезности которой можно (и не нужно) спорить, но оригинальность которой нельзя не признать".

 

Выставка "Колонна Позора" открыта в Галерее современного искусства "Дом на Набережной" (Псков, Советская набережная, д. 9) по четвергам, пятницам и субботам с 15.00 до 19.00.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

ARTобстрел от Саши Донецкого
Все новости
  • Колонну Позора - установить вместо новогодней елки
  • Деконструкция известной модели социальной архитектуры - это что? Какой модели?
  • Выставка впечатляет - смотреть надо .
  • Егор Егоров
    Доставляет.
  • Выставка многослойна. Живые смотрят на мертвых, а мервые как живые смотрят на живых. Для Пскова это актуально.
  • Егор Егоров
    После шокирующего первого впечатления (что ж это за дерьмо-то такое?) понадобились сутки, чтобы прийти в себя и сформатировать увиденное. Впечатление второго дня - отторжение. Это выставка из той серии, что и маразматические поделки полудурошных Гельмана, Гутова и Осмоловского - не созидающие, а разрушающие ткань общественного мироосознания. Которых с позором изгнали из Краснодара и Новосибирска. Это опасные и гадкие вещи. Авторы же этого непотребства - преступники против человечности, пациенты, подлежащие принудительному лечению на тяжелых физических работах. Омерзительно, как помойное ведро с чужими использованными гандонами в твоей квартире. Для Пскова - да, актуально. Как прививка против клещевого энцефалита. Посмотреть, впечатлиться глубиной тлена и степенью разложения т.н. "западной культуры" и - отторгнуть это $$$дское отстойное дерьмо. Соглашусь, что даже у кретинов есть право на самовыражение. У нас же есть полное право дать в рог и послать их на %%%.
  • вОТ ВАРВАРЫ ПСКОВСКИЕ СО ВСОИМИ МНЕНИЯМИ. ДА ЭТО Ж ЛИТЬЕ ИЗ БРОНЗЫ. КТО ИЗ СКОБАРЕЙ СПОСОБЕН НА ТАКОЕ? нИКАКОЙ ЭТО НЕ ГЕЛЬМАН. ДАЖЕ РЯДОМ НЕ СТОЯЛО
  • У нас же есть полное право дать в рог и послать их на %%%. _______________________________ Нет. Такого права у вас нет. Не заблуждайтесь. У вас есть только право не ходить и не смотреть, если не нравится. Ваше высказывание сродни придурковатым искам к выступлениям Мадонны и Леди Гаги в СПб. Полная идиотия распоясавшихся православнутых поцриётов.
  • Эта выставка не для среднего ума.
  • Портвейн 777
    Актуально: крысы, "Колонна позора", "ритуал изгнания "избранных". Впечатляет!
  • А про полемику вокруг "закона подлецов" Саша трусливо помалкивает. Знает свое место... На выставках псевдо-искусства ошивается.
  • Всё, что могу сказать, не посмотрев выставку: спасибо, Саша, - иду на выставку почти подготовленным к восприятию сего творения художников. Посмотрев, может, напишу отзыв об увиденном.
  • Закон подлецов - это фишка Шлосберга. Пусть он и отрабатывает. Не Сашина тема. Саше ближе выставки и собственная задница.
  • Егор Егоров
    Эта выставка не для среднего ума -------- Согласен. Это выставка для неразвитого, низкого ума. Даже средний ум видит - выставляемое напоказ закордонное непотребство имеет целью разрушение, дезинтеграцию (разъединение на куски) единого мировосприятия, психики российского обывателя - с целью последующего манипулирования искусственно созданным мозаичным сознанием, выкладывания в черепах управляемых извне и угодных власть имущим "картинок мира". Не удивлюсь, если турне этих подрывников по России профинансировано т.н. "Госдепом" (воплощением физических структур так называемого "Мирового правительства"). Эта выставка - прямая угроза российской государственности.
  • Егор Егоров
    вОТ ВАРВАРЫ ПСКОВСКИЕ СО ВСОИМИ МНЕНИЯМИ. ДА ЭТО Ж ЛИТЬЕ ИЗ БРОНЗЫ. КТО ИЗ СКОБАРЕЙ СПОСОБЕН НА ТАКОЕ? нИКАКОЙ ЭТО НЕ ГЕЛЬМАН. ДАЖЕ РЯДОМ НЕ СТОЯЛ -------------------- Знаете, я ценю то, то Вы увидели и высказали своё мнение. Но как-то в дискуссии о нравственности в современном обществе известный молдавский мыслитель Леонид Степанович Вегера изрек: "Вы не заметили? Подлецы удивительно талантливы!". Талантливы и черти, в неотразимых соблазнах их адская сила.
  • Егор Егоров
    У нас же есть полное право дать в рог и послать их на %%%. _______________________________ Нет. Такого права у вас нет. Не заблуждайтесь. У вас есть только право не ходить и не смотреть, если не нравится. Ваше высказывание сродни придурковатым искам к выступлениям Мадонны и Леди Гаги в СПб. Полная идиотия распоясавшихся православнутых поцриётов. -------------- Нет? Вы кто - адвокат дьявола? - назовите себя! У нас есть ПОЛНОЕ право ВЕЖЛИВО пинком в зад изгнать эту и подобную ей смердящую и шокирующую нашу нравственность бесовщину - из среды нашего обитания! Мы - местные! И нам решать!
  • Вы местные, да. Местные отморозки. Понять ничего не способны. эта выставка пример редкого у нас гуманистического искусства. Предостережение всем. Колокол звонит по вам, Егор!
  • Мы - местные! И нам решать! _____________________________ Вот у себя дома и решай! Вышел на улицу - вокруг тебя тоже люди. ДРУГИЕ люди, не такие как ты. А попытаешься всех построить по своему личному образу и подобию ( тоже мне, демиург доморощенный выискался! ) - свободно и ненапряженно схлопочешь в табло! Усёк? Недоносок, мракобес православнутый!
  • Пост 10:44 - мой. Должен признаться, мне такие выставки не нравятся. Это не искусство, это некая вымученная искусственность, типа творчества душевно больных. Но, я не против таких выставок. Просто я на них не хожу. А те, для кого это искусство, имеют право свободно посещать такие выставки, участвовать в них своими "работами", организовывать их. Это их личное дело. Я им не мешаю и они мне - нет.
  • Псков не готов смотреть выставки современных европейских художников ,привыкли к провинциальной обыденности .
  • привыкли к провинциальной обыденности . ____________________________________ А вы привезите выставку, к примеру, импрессионистов - увидите, к какой обыденности люди действительно привыкли!
  • Сашок, по-прежнему, боится засветиться по поводу #законподлецов. Дрейфит парень, реально...
  • импрессионизм -течение 19 века , начала 20-го а сейчас 21 ,это интересно , но не актуально .
  • ДА, импрессионизм - уже классика , а в новейшие течения где смотреть ? Только в интернете ?
  • Егор Егоров
    Сегодняшним вечером состоялось продолжавшееся более трёх часов собрание неравнодушных лиц, различного социального и имущественного положения, обсудивших обстановку со вторжением во Псков враждебного российскому миропониманию передового диверсионного отряда контрискусства под водительством господина Форнадо. Было достигнуто единодушное понимание того, что сия акция господ Топаровского и Соуле есть пробный камень в отработке методик раскультуривания российского общества с дальнейшем разрушением традиционных ценностей и созданием благоприятных условий для манипуляций общественным сознанием россиян враждебными России силами, добивающихся дезинтеграции и фрагментации общественного сознания и, в дальнейшем, создания условий для разрушения культурологической целостности Российской Федерации.и. Подготовлена и практически единодушно (при двух воздержавшихся из числа официальных лиц) принята резолюция собрания с требованием резкого противодействия развёртывающемуся наступлению деструктивных сил и отпору лицам, пытающимся подменить или уничтожить истинные ценности российского нравственного бытия. Резолюция и копии протокола собрания направлены широкому кругу деятелей культуры, в религиозные организации основных конфессий , в соответствующие учреждения и компетентные органы. Собрание оставляет за собой право принятия ассиметричных культурологических мер по нейтрализации последствий враждебно-диверсионных действий агентов так называемого "мирового правительства" в отношениии российской культуры и общественного самосознания. Председатель собрания - Е.Н Кочетков Секретарь собрания - А.В.Феоктистова
  • Егор Егоров
    Сегодняшним вечером состоялось продолжавшееся более трёх часов собрание неравнодушных лиц, различного социального и имущественного положения, обсудивших обстановку со вторжением во Псков враждебного российскому миропониманию передового диверсионного отряда контрискусства под водительством господина Форнадо. Было достигнуто единодушное понимание того, что сия акция господ Топаровского и Соуле есть пробный камень в отработке методик раскультуривания российского общества с дальнейшем разрушением традиционных ценностей и созданием благоприятных условий для манипуляций общественным сознанием россиян враждебными России силами, добивающихся дезинтеграции и фрагментации общественного сознания и, в дальнейшем, создания условий для разрушения культурологической целостности Российской Федерации. Подготовлена и практически единодушно (при двух воздержавшихся из числа официальных лиц) принята резолюция собрания с требованием резкого противодействия развёртывающемуся наступлению деструктивных сил и отпору лицам, пытающимся подменить или уничтожить истинные ценности российского нравственного бытия. Резолюция и копии протокола собрания направлены широкому кругу деятелей культуры, в религиозные организации основных конфессий , в соответствующие учреждения и компетентные органы. Собрание оставляет за собой право принятия ассиметричных культурологических мер по нейтрализации последствий враждебно-диверсионных действий агентов так называемого "мирового правительства" в отношениии российской культуры и общественного самосознания. Председатель собрания - Е.Н Кочетков Секретарь собрания - А.В.Феоктистова
  • импрессионизм -течение 19 века , начала 20-го а сейчас 21 ,это интересно , но не актуально . ___________________________________ Ну, вот, только не надо ля-ля! Чем более древнее искусство, тем более оно - ИСКУССТВО. Рассуждая так - Мона Лиза - совершенно не актуальны и может быть выставленв из Лувра, например в Оранжерею. Типа, она там будеи смотреться, среди неактуальных течений конца 19 - начала 20 вв. Другого места ей в 21 веке нет. Словоблуды! И не надо мне тыкать Никаса Сафронова, или Глазунова! Прогибон от искусства - РЕМЕСЛО! Об этом очень хорошо у Гримуэя в "Ночном дозоре", если кто смотрел. Если нет - рекомендую.
  • ВАУ ! Какой пиар выставке !
  • Да, выставка скандальна! Да, мы, псковичи, не привыкли к такому! Но мы - ЗА выставки современного искусства из других городов и стран. А к таким выставкам народ надо ГОТОВИТЬ! ЗАРАНЕЕ!!! Сначала объяснить и дать историю и теорию (а это уже, САША, твое дело и журналистской братии!), а потом уже ПОКАЗЫВАТЬ... тогда и восприятие будет ДРУГОЕ!
  • Саша, какой кислый текст! А где же твой обычный черный юмор? Где же перчинка? Где дискусс? Такая недозрелая статья. И мнения самого автора об ентой выставке не видно...
  • это не искусство.
  • в 37году,была ТРОЙКА,из "мирового правительства",которая уничтожало искусство да и культуру.Теперь собираются группы необразованных упырей,с попыткой остановить развитие культуры в г.ПСКОВЕ .А до РОССИЙСКОЙ культуры у вас штанишки коротковаты. РУССКИЙ художник должен быть всесторонне развит ."мировое правительство" МЫ ХОРОШО видим. 2+1=3
  • Егор Егоров
    Развитие культуры в Пскове не есть художественное изображение трупов и тлена.
  • Егор Егоров
    Развитие культуры в Пскове не есть художественное изображение трупов, разрушений и тлена.
  • Выставка художников довольно провинциальна. Но это не фуфло. Там есть множество подтекстов. И эта выставка не для неподготовленного среднего провинциального ума. Надо учится смотреть, думать, а только показывать свою дикость и свою слабость.Жизнь в Пскове намного страшнее этих итальянских инсталяций, когда люди косяками вешаются.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru