Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Espresso от Саши Донецкого: Хрущёв vs "педерасты проклятые"

12:47, 15 сентября 2012, ПАИ

Что это было? Помрачение разума Хрущёва или заранее спланированный погром? Исследователи до сих пор гадают. Однако живой парадокс советской жизни заключается в том, что "благодаря" Хрущёву так называемый "второй авангард" фактически вышел из подполья на авансцену идеологической войны. Художники чётко поделились на сервильных соцреалистов и непричёсанный андеграунд, который, как оказалось, в условиях дряхлеющего советского строя способен вполне себе самобытно развиваться, и даже быть интересным в международном формате.

В минувший вторник, с утра, в Псковском музее-заповеднике, в зале Петра Оссовского, произошло беспрецедентное событие. Музейщики продемонстрировали коллегам-искусствоведам и журналистам недавний дар: экспозицию работ легендарного московского художника-авангардиста Элия Белютина. Того самого Белютина, который почти полвека назад с подачи чиновников от культуры, задумавших провокацию, устроил в Манеже знаменитую выставку своих единомышленников по искусству "Новая реальность" и 1 декабря 1962-го попал под обструкцию советского лидера Никиты Хрущёва. Посещение Хрущёвым выставки, посвящённой 30-летию МОСХа, вошло в историю СССР как пример чиновного хамства и крайнего невежества, характерного для партийных бонз.

Работы Белютина в дар Псковскому музею предоставила вдова художника, профессор МГУ, искусствовед Нина Молева, исполняющая последнюю волю мужа: передать художественное наследие Элия Белютина в российские музеи.

В энциклопедию современного искусства Элий Белютин вошёл не только  как авангардист, подвергшийся разгрому и нападкам Никиты Хрущёва, но и как педагог и теоретик искусства, организовавший школу-мастерскую в Абрамцево. С 1954 года Белютин стал лидером Экспериментальной студии живописи и графики на Большой Коммунистической улице, где в ноябре 1962-го организовал первую в послесталинскую эпоху выставку неподцензурного искусства. Выставка вызвала большой интерес на Западе, американские телевизионщики сняли фильм. Всё это, по-видимому, и стало поводом для приглашения на юбилейный вернисаж в Манеж.

 

И вот — визит Хрущёва. Рядом с советским лидером — многочисленная партийная свита: Михаил Суслов, Александр Шелепин, Екатерина Фурцева.

По свидетельствам очевидцев, Хрущёв, общаясь с художниками, несколько раз обошёл зал и постепенно впал в гневный раж. Сохранилась стенограмма визита Хрущёва в Манеж, так что все прозвучавшие реплики сохранились для истории. Сегодня монолог Хрущёва можно расценивать как великолепный образец обывательского мнения о том, чего обыватель в принципе понять не способен. Но если типичный обыватель обычно молчит, то высокопоставленный обыватель, каковым и был Хрущёв, полагает нужным высказаться и своего невежества  ничуть не стесняется:

"Слушайте, вы педерасты или нормальные люди!? Это педерасты в живописи! Что вы на самом деле! Копейки мы вам не дадим! Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, вы завтра получите паспорта и на дорогу! Да, да, уезжайте! Надо навести порядок. Что мы вот с этой мазней пойдем в коммунизм? Вот я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это извращение, это ненормально. Как же иначе? Нельзя играть в нейтралитет, вот о чём идёт спор, а не о том, сколько чего. Дерьмо, хотя и маленькое, но оно аромат разносит и отравляет атмосферу. Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Что это такое? Вы что, мужики или педерасты проклятые? Как вы можете так писать? Есть у вас совесть? Это педерастия в искусстве! Так почему я говорю, педерастам 10 лет, а этим орден должен быть? Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства вызывает. Многое – мусор. Да. Надо чистить! Мы не можем мимо пройти, знаете, как наблюдатель, знаете, как на берегу стоит человек и смотрит: вот, плывёт, значить, и хорошее, и дерьмо плывёт. Как же ты, такой красивый молодой человек, мог написать такое говно? Так вот вы и есть те самые, которые мазню делают, ну что же, я сейчас посмотрю вашу мазню! Вы скажете, так сказать, каждый играет, так сказать, в свой, так сказать, музыкальный инструмент вот это и будет оркестр? Это какофония! Это... Это дом сумасшедший будет! Это джаз будет! Джаз! Джаз! Я не хочу обидеть негров, но вот, э-э, по-моему, это музыка негритянская. Кто же полетит на это жареное, которые вы хотите показать? Кто? Мухи, которые на падаль бросаются! Вот они, знаете, огромные, жирные. Вот и полетели! Штаны с вас спустить надо. Какой это брат? И вам не стыдно? Это юродство, а он говорит это брат. Вы нормальный физически человек? Вы педераст или нормальный человек? Это педерасты в живописи. Всякое говно понарисовали; ослиное искусство. Куда вы двигаетесь?! Я опять повторяю, я вас считаю педерастами. Казалось бы, педерасты это добровольное дело, договоренность двух типов, а государство за это дает 10 лет, а раньше каторга. И это во всем мире так, хотя и процветает на Западе этот вид "искусства". Так вот это разновидность его. И вы хотите, чтобы мы вас финансировали! Вот, например, джаза я терпеть не могу. Откуда джаз пришел? От негров. Негры теперь освобождаются. Что такое джаз? Это какие-то невероятные звуки, нагромождение звуков...".

 

Как выяснилось позже, Хрущёв совсем не случайно зациклился на педерастии. Накануне ему рассказали, что в издательстве "Искусство" раскрыта группа гомосексуалистов, и, недолго думая, советский лидер перенёс сексуальную девиацию на художников-экспрессионистов. Что ж? Вполне предсказуемая реакция.

 

Вот как вспоминал о встрече в Манеже с Хрущёвым один из очевидцев:

"Входит Хрущев, спрашивает, кто тут главный. Кто-то выталкивает Элия Белютина, руководителя студии при московском горкоме (работы этой студии висят на стенах). Белютин начинает что-то объяснять. Ильичев, курировавший в ЦК искусство, говорит: "Никита Сергеевич, главный не этот, главный вот тот", указывает на Неизвестного. "Ты пидарас?", интересуется Хрущев. "Нет, - говорит Неизвестный. - Дайте мне девушку, и я сейчас докажу". Хрущеву это нравится, он начинает слушать Неизвестного. Тот защищает интеллигенцию, объясняет ему величие Пикассо..."

 

Ученики Белютина оставили нам очень яркие воспоминания о своём мастере, который учил их, прежде всего, свободе самовыражения. А человек, свободно мыслящий и творящий, сам автоматически становится свободным человеком. Даже в жёстких условиях идеологического диктата и стеснённости всех форм жизни.

На фото: Элий Белютин

Профессор Белютин так вспоминал о событиях в Манеже: рущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены 60 художников нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, и все окружавшие его люди тут же услужливо пятились, наступая друг другу на ноги. Со стороны это выглядело, как в комедийных фильмах Чаплина и Гарольда Ллойда. Первый раз Хрущев задержался на портрете девушки.

- Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то!

С каждым словом его голос становился визгливее... /.../ В этот момент вошли мои ученики. Студийцы окружили нас, и началась удивительно свободная беседа. Но вдруг издалека раздался истерический крик Хрущева. Его голос был визгливым и оглушающе пронзительным:

- Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! Лица коллег Хрущева вытянулись. Наверное, за годы его правления они привыкли ко многому, но это уже было чересчур.

- И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати поклонников этого выкорчевать! Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!"

  Уже через две недели на встрече руководства СССР с интеллигенцией Хрущев докладывал: "Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?"

 

Здесь следует отметить, что та небольшая коллекция, которую подарила Псковскому музею-заповеднику вдова художника, составлена очень грамотно. В собрании Белютина работы начиная от 50-х годов, когда художник ещё искал себя, свой особый метод, испытывая влияние учителя Лентулова и европейского экспрессионизма, до 80-х, когда Белютин перешёл к чистым абстракциям.

Стремительная и органичная эволюция художника зрима, и наглядно демонстрирует, что в настоящем искусстве нет случайностей, формальные новации не есть нечто внешнее, ради пущего эффекта, а буквально выстраданы, "выношены" художником в личной творческой лаборатории. От "пикассоподобных" образов Белютин постепенно и верно нашёл свой собственный стиль, свою особую манеру, пластически выражающую духовную сущность бытия.

 

Сегодня каждая работа Белютина "тянет" на арт-рынке на десятки тысяч долларов, но увидеть их на аукционах нельзя. Согласно завещанию, все картины, эстампы, рисунки Белютина должны остаться на Родине, в России, в собраниях столичных и провинциальных музеев. И вопреки громогласной и несправедливой оценке Хрущёва, наследие "второго авангарда", в том числе и Белютина, теперь принадлежит народу, который и сам — без "помощи" нацлидеров - способен разобраться, что ценно в искусстве, а что — не очень.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ      

Александр Донецкий
Все новости
  • Хрущёв прямо юморист. Страна потеряла еще одного Райкина. Ему надо было деньги на своих монологах зарабатывать
  • с чего это он юморист? называл вещи своими именами,только жесткости не хватило выкорчевать педиков под ноль! что это за рисунки,и каким надо быть обдолбанным чтоб это рисовать.негры на стенах из баллончиков так же рисуют. тоже что ли великие художники теперь? Хрущёв хоть очко не лизал западу и кукурузу Bonduel не покупали в баночках. всё своё было.
  • вот он 13:30 пример агрессивного быдла. Ничего не понимаем, а судим. Молчал бы уж, если тёмный, как баобаб, и будешь баобамом сотни лет пока помрёшь
  • Хрущев ПРАВ и сейчас ! Где в Пскове нормальные художники?
  • Чё намазано ? Мне непонятно и главное ЗАЧЕМ?
  • Белютин - московский художник, педагог, профессор. Саша прав. Хрущев озвучил обывательский бред. И я могу нарисовать черный квадрат! А внук мой и лучше сможет. И т. д. Всё это примеры полной эстетической безграмотности народа. Результат постсоветсской образованщины.
  • Почему все думают,что народ безграмотен ,а какие-то"эстеты" правы? в том числе и Донецкий
  • Действительно, почему? По какому праву говорят за народ? И считают его безграмотным?
  • народу подавай коврики с тремя богатырями и слоников на камоде. Народ-дурак. И спорить тут нечего. искусство в лучшем случае для 3% живой биологической массы. Так что удивляться тут нечему
  • Народ дураком быть не может!
  • Даа,а вот Саша почему-то народ не любит и еще и дураком называет!
  • Портвейн 777
    "Как же ты, такой красивый молодой человек, мог написать такое говно?" Никита Сергеевич мог бы сказать: "Как же ты, гражданин Великой страны, комсомолец (коммунист, сочувствующий беспартийный), в то время. когда наш советский человек первым шагнул в космос...". Так нет: "Такой красивый молодой человек...". Противный.
  • Егор Егоров
    Всё имеет право на жизнь. Если не мешает другим. А коли мешает, тогда уж не поздоровится!
  • красивый молодой человек - это никакая не гомосятина. Поговорите с людьми старшего поколения. Они всегда обращают внимание на внешность. И всегда желают быть "здоровыми и красивыми". Хрущёв из народа, вот и обратил внимание на "красивость". Выделение красоты часть архаического сознания, в котором красота равняется здоровью, и является безусловной ценностью. Отсюда же реакция на "уродство" картин. Хрущёв был просто не способен понять, что категория красоты вмещает в себя и её обратную сторону - низкое и уродливое. Хрущев архаичен и примитивен. Белютин и его ученики гораздо сложней и противоречивей, что естественно, все таки на дворе стоял 1962-й год. В истории искусства уже был критический реализм, импрессионизм, кубизм, супрематизм, абстракционизм и так далее. художники искали свою новую реальность. Хрущёв доживал свой век
  • для 15.09, вы не расстраивайтесь, Н.С.Хрущёва давно уже нет,и вам не надо бояться быть уничтоженным и с другими, как и вы,педерастами.можете тоже так рисовать на стенах,только пожалуйста где нибудь за городом.
  • C тех пор мало что изменилось, видно же ) если разбираешься в искусстве, кто ты? Правильно, педераст.
  • хватит вонять, свободные (художники)! не причисляйте себя к реальным талантам. чёрный квадрат Малевича-Евревича или картины Шишкина и Айвазовского, разные вещи! большинство нормальных людей,вам и пытается это объяснить, что вам ближе к душе и телу, политра пи-дорского флага! жалко что вы ещё так радугу испоганили.выбрали флагом всех пи-дорков, всех времен и народов!и перенимаете всякую заграничную гадость. чего бы хорошего переняли,а не джинсы носить с ширинкой на заднице.
  • Для товарища (или гражданки), считающей нас агрессивным быдлом: расскажите, пожалуйста, о каждой из представленных картин. Опишите, что там изображено, какие чувства это вызывает (кроме блевоты, конечно). Считать быдлом человека за то, что он в говне, прежде всего, видит говно - не культурно. А здесь - говно в первозданном, так сказать, виде. Хрущев, конечно, дебил с руками, по локти в крови, иуда, взваливший свою вину на Сталина и т.д. Но здесь он прав. Умеющие рисовать людишки просто захотели славы и признания на Западе, продставители которого подталкивали их на такой шаг... Все банально. И несложно. Так рисуют слонихи в зоопарках и дельфины в дельфинариях (впрочем, дельфины еще и лучше)))))
  • Внесу и я свою лепту в дискуссию.Пиведу только факты , а вопли и сопли. Факт 1-й. Почти все художники, против которых выступил Хрущёв были замечены в склонности к мужеловству. Так тогда назвали проявления гомосесуальности. Вопрос: почему изращения в половой сфере и извращения в искусстве почти всегда братья-близнецы? Искусствоведы -модернисты, объясните , пжалста... Факт 2.В США в 60-е годы провели эксперимент. Обезьяне из зоопарка дали в руки кисть. После того как она намалевала пару картин, их вытавили в галерее современного искусства и созвав ведущих апологетов этого искусства попросилли прокомментировать это. Можно загнуться от смеха, читая комментарии "заслужененных" искусствоведов об эстетической ценности картин от обезьяны.Бедняги, не знали чьей они кисти. Факт 3-й. Великий гений русской литературы Достоевский отвечая на вызов времени ответил так: "Только красота спасёт мир". Но, если отвергнуть этот тезис, то остается принять прямо противоположный " Мир спасет уродство от моральных уродов". Но это вряд ли...
  • Браво, Донецкий! Грамотно раскопал первоисточник. Кстати, одна из этих цитат Хрущева висит на входе в одно очень продвинутое, просто-таки эстетское издательство в Москве. Фокус выставки той выставки в Манеже в том, что Хрущев с его хохляцим напором просто устроил настоящий перформанс, он, как-то очень по-хорошему, далеко опередил беснующегося голого Кулика, кусающегося критиков на вернисаже. Он, как настоящий политик, сразу почувствовал, что на такой площадке ОН БУДЕТ ГЛАВНЫМ АКТЕРОМ. Вот если бы висели на стенках академисты, тут куда деваться, снял бы шляпу. А тут просто вышел на подмости и зримо провозгласил ЗДОРОВЫЙ НАРОДНЫЙ (пусть и обывательский) подход к продлеме творчества и пола. Жаль, что Фурцева не заготовила ему кукурузный початок, как бы он смотрелся! А художников просто проверил на прочность, смеялся потом, наверняка, как все в штаны наложили. А никого пальцем не тронул. Кстати, есть свидетельство одного из участников, столкувшегося с Хрущевым в манежном туалете у писсуара. Тут уже дада какой-то и Душан с его знаменитой инсталяцией на ум приходят.
  • не Душан, а Дюшан, грамотеи!
  • не цепляйтесь, человек написал с юмором Душан (от производного Душара,Дух,созвучное Лохан-Лошара) ошибок у всех хватает
  • Спасибо за подсказку, я и првда забыл правильную транскрипцию):
  • Скажу только одно. Музей у нас - барахолка,куда сбывают никому не нужные вещи. Теперь еще и какое-то «Искусство» от Белютина поступало ... Считают, что это живопись!?
  • Постмодернизм -штука страшная, конъюнктурная, провокационная и,как правило, не талантливая. Обычно за всем этим рисованием скрывается невозможность открыть новое. Новое уже было открыто Рембрандтом, Дюрером, Вермеером, Репиным, Шишкиным.... Просто так,как пишет Билютин, написать может почти всякий, особенно ныне. Всё это вышло, если быть внимательным, из прекрасного Шагала. Подобное искусство привело в конечном итоге к тому, что Малевич, ещё один продвинутый авангардист, назвал черным квадратом. И написал. Сейчас каждый может написать черный квадрат, только Малевич это сделал вовремя, сказав всем, что живопись кончилась. Но его не поняли и не поверили. Хрущёв был прав, понимая увиденное своим народным, настоящим нутром простого человека,каким он и был. Дерьмо всё это. Просто зрители -люди невежественные и мало что понимающие самостоятельно, будут непременно ахать и охать над такими "шедеврами". Ну, каждому своё: кому Билютин, кому - Айвазовский, например. А на Билютине хорошо видно, чем наполнена душа и голова автора. В этом он схож с нашим местным постмодернистом Донецким. Сочувствую.
  • а картины действительно говно
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru