Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Развлекай нас!

12:52, 13 мая 2018, ПАИ

Я совсем по-другому собиралась начать этот текст, но, слушайте, бросайте все дела, покупайте билеты и планируйте сегодня поход на спектакль «Таланты и поклонники» в постановке петербургского режиссёра Владимира Золотаря.

Вот вам даже ссылка, чтобы не искать. Ещё осталось несколько свободных мест, в том числе в первых рядах, откуда, по моему убеждению, только и надо смотреть спектакли. Уверена в этом, несмотря на то, что пьеса Островского, которую представили псковичам, – один сплошной нелестный отзыв о «публике первых рядов». Но, тем не менее, именно на этих ближних креслах можно почувствовать особую магию, которая распространяется со сцены. На этот раз мне несколько не повезло, и первое действие трёхчасовой постановки пришлось смотреть издалека, зато после антракта получилось переместиться поближе. Тут меня и захлестнуло.

Для тех, кто не читал пьесу: талантливая актриса провинциального театра Александра Негина (Ксения Тишкова) готовится к бенефису, мучается своим нищенским положением, встречается с бедным студентом, который учит её грамматике, и параллельно отбивается от ухажёров всех мастей и возрастов. Как она это делает, к чему приводят метания молодой девицы и при чём здесь дохлая курица – разберёмся вместе.

Что обычно хочется делать после увиденного на сцене? Обменяться мнениями, похвалить, поругать, попытаться понять, «что это было»  – стандартный набор. После последней театральной премьеры этого сезона, во-первых, хочется разреветься от полноты чувств (так прекрасно играет труппа), а, во-вторых, врубить песни Курта Кобейна на всю катушку. Всё потому что лейтмотивом спектакля стала песня «Smells like teen spirit» группы Nirvana, в которой повторяется строчка «Еntertain us!» («Развлекай нас!») Это как раз очень точное определение печальных карьерных поворотов Саши Негиной. Вот мы – почтенная публика, а ты – актрисуля, развлекай нас, причём не только на сцене, но и за её пределами.

Помимо трека «Нирваны» постановку озвучивают две песни из репертуара литовской певицы Алины Орловой «Menulyje» («На луне») и «Žeme, sukis greitai» («Земля, вертись быстрее»). Они, видимо, подошли по мелодике и пронзительной интонации, которая отличает вокал Орловой.

Пьесы Островского прекрасно ложатся на современные реалии. Комедия «Таланты и поклонники» - не исключение. Владимир Золотарь блестяще продемонстрировал псковским зрителям этот очевидный факт. И женские, и мужские типажи – все сплошь из наших дней. Взять, к примеру, Дулебова (Сергей Попков), который, спуская брюки, прозрачно намекает Негиной на то, что полон нежности и денег, а, значит, может и должен взять её на содержание в обмен на уютную квартирку и полные залы. Это ж чистый, без примесей, оскандалившийся харрасментом голливудский продюсер Харви Вайнштейн. Таинственный меценат Великатов (Евгений Терских) со своими курочками, павлинами и имением – хозяин жизни, современный опекун какой-нибудь амбициозной провинциалки без денег. Тут же недалёкая мамаша Негиной, воспитанная в бедности и грубости, которая, как ослик на морковку, реагирует на слова Великатова о «хорошем домике» и «садике на версту». Вот и сама Негина, похожая на тысячи дурочек-наших современниц, запросто ведётся на уговоры о счастливой жизни и вместо любви и свободы выбирает достаток и «золотую клетку», толком даже не осознавая своего выбора.

В спектакле множество метафор и изобразительных находок, которые интересно разгадывать и интерпретировать. Например, Великатов, впервые являющийся в дом к Негиной, несёт над головой нимб из белых голубей. Эта птица, как известно, символизирует благое известие. В каком-то смысле, для нищей актрисы и её мамаши Великатов таковым и был. Правда, помимо нимба над головой на штиблетах господина можно разглядеть бахилы - символ презрения к небогатому дому, а равно ко всем, кто в нём проживает. Кстати, все гости, приходившие к Негиным, не просто появлялись из кулис, а спускались вниз по лестнице, снисходили то есть.

Великатов, даром, что с нимбом и голубями, здесь практически Мефистофель, у которого и шляпа парит в воздухе, и другие неодушевленные предметы смиренно отползают в сторонку. Он же фактически покупает не только проходной бенефис, но и талант, душу, молодость несчастной актрисы.

Или вот давайте снова о курицах. Великатов совершенно точно неровно к ним дышит, то в окне заметит «кохинхинскую породу», а то во время написания портрета Негиной волею режиссёра нарисует предел мечтаний-симпатичную курочку, которая в конце спектакля трансформируется в дохлую тушку, намекающую зрителю о печальной судьбе актрисы.

Одним из блюд, которые «публике первых рядов» подают в антракте, становится голова Негиной на блюде. Вот и ещё одна метафора: актрису не воспринимают как нечто одушевлённое, это всего лишь очередное «блюдо» - хочешь вилкой в ухо ткни, хочешь с собой унеси. Так. Развлечение на потребу толпе.

Отдельного упоминания в перечислении многочисленных деталей спектакля достоин белоснежный шарф помощника режиссёра Мартын Прокофьича Нарокова (Виктор Яковлев), также влюблённого в Негину. Этот предмет его гардероба всё время будто развевается на ветру, цветом и изгибом напоминая о его чистом, лёгком чувстве любви по отношению к молодой девушке. Его обнищавший служитель театра решается продемонстрировать прилюдно лишь однажды – в момент проводов Негиной на вокзале. Во время трогательного, блестяще исполненного монолога в носу защипало…

«Таланты и поклонники», между прочим, очень сексистская пьеса о патриархальном обществе, поэтому, несмотря на то, что главной героиней заявлена Негина, таковой она не является, потому что здесь на первом плане - мужской мир. Абсолютно точно попали в свои образы персонажи Евгения Терских, Сергея Попкова, Максима Плеханова в роли студента Мелузова. Интонации, движения, манеры - всё бьёт в цель. Особенно органично смотрелся Денис Кугай, сыгравший мерзкого губернского чиновника Григория Антоныча Бакина с его вечным портфельчиком, козлиной бородкой и язвительностью. Бррр!

Всё действо спектакля разворачивается на фоне декораций с картиной художника-сюрреалиста Рене Магритта «Проклятие». На картине с пугающим названием изображено лишь безобидное голубое небо с пушистыми белыми облачками, но Александра Негина все три часа разными способами тонет и запутывается в этом проклятом неживом небе так, как запутывается в собственной жизни, желаниях и чувствах.

Примерно за месяц до премьеры все актёры, задействованные в постановке, отредактировали страницы в соцсетях соответственно именам персонажей, которых они играют в спектакле. Параллельно на сайте выборнегиной.рф открылось необычное голосование: зрители могут выбрать, кому, по их мнению, должна отдать предпочтение Александра Негина. Сейчас с большим отрывом лидирует неочевидный персонаж Виктора Яковлева - Мартын Прокофьич, тот самый в белом шарфе.

Фотографии предоставлены Театрально-концертной дирекцией Псковской области. Фотограф Андрей Кокшаров.

Ольга Машкарина
Все новости
  • Машкарина, ты сама по ссылке ходила? Там продано несколько билетов, а не осталось. С этого вот и начинается текстик, который уже сразу не хочется читать
  • >>> (13:06 13.05.2018):

    Машкарина, ты сама по ссылке ходила? Там продано несколько билетов, а не осталось. С этого вот и начинается текстик, который уже сразу не хочется читать
    Изучите, пожалуйста, сайт театра внимательнее. На сегодняшний спектакль осталось всего лишь 63 билета (в основном на балконах и в боковых ложах). Партер распродан практически целиком.
  • Хм, так хвалят... сходить что ли.
  • для 13:12 13.05.2018
    Билеты не распроданы, а были просто розданы пару дней назад, чтобы зал заполнить. (Но не факт, что люди, их получившие, пришли вчера и сегодня)
  • Очередная лажа на два-три показа
  • после антракта получилось переместиться поближе

    Это значит, что половина зрителей в антракте сбежала как обычно?
  • На халяву народ пришёл, а за 900 рублей дураков нет на эту пошлость смотреть.
  • Как вам не стыдно писать о пошлости? Это лучшая премьера сезона! Вы либо не смотрели спектакль, либо ничего не смыслите в театре вовсе. Уймитесь уже, неучи!
  • Сначала испоганили Чехова и Шекспира, а теперь добрались до Островского. Сволочи.
  • это верба с грушами какая-то - Островский avec Магритт, сюрровато как-то получилось
  • ПРАВДОРУБ!
    Когда можно будет увидеть добротный классический спектакль в Псковском театре? Достали вы уже со своими сюррами!!!
  • антон
    Глядя на такую афишу, только людоед пойдёт его смотреть!..
Авторизоваться через:

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 16-летнего возраста

Полное использование материалов сайта без письменного согласия редакции запрещено. При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-56616 от 26.12.2013, выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Контакты редакции:

Адреc180007, Псков, Пароменская 21/33

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Сергей Васильев, выпускающий редактор - Елена Лешкина, шеф-редактор "Медиа-холдинга Псковской области" - Максим Андреев

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Прайс-лист на размещение агитационно-информационных материалов

Соучредители: Государственное управление по связи и массовым коммуникациям Псковской области (1800001, Псковская область, г. Псков, ул. Некрасова, 23) и Государственное предприятие Псковской области «Медиа-холдинг Псковской области» (180007, Псковская область, г. Псков, ул. Пароменская, 21/33)