В поисках князя
В зале на Ленина, 1 открылась выставка конкурсных проектов памятника князю Довмонту. Зайду, посмотрю - интересно же.
Первое впечатление - ну очень страшно. Вздыбленные кони, занесённые для удара мечи. Трупы врагов под копытами лошадей, отрубленные головы. Пики, топоры, шлемы и щиты. В голову лезут незабвенные фразы: «Покажем всем кузькину мать!», «Замочим в сортирах!»… А так же девиз нашей будущей Ганзы – «Где мы - там победа!». Ну что же, искусство - это отражение реальности. Какова современная реальность - таков и социальный заказ.
Посмотрим подробнее.
Композиция № 1, прямо у входа. Перекошенный всадник с вывихнутой ногой верхом на скрюченной лошадке. На груди воина в качестве доспеха остроумно приделана женская брошка. Что-то мне это напоминает... Ба! - кузнеца-инвалида из Детского парка! Никак скульптор Голубев отметился, - узнаю руку мастера! Всех трёх несчастных уродцев - кузнеца, Довмонта и лошадь - очень, очень жалко…
Но большинство скульптур вылеплены очень даже хорошо. Качественная профессиональная работа. Правильные пропорции, динамичные позы, тщательная деталировка. К сожалению, качественное техническое исполнение не сопровождается глубоким осмыслением исторического материала, поиском яркого, лаконичного и индивидуального образа.
То есть, мы видим десяток размахивающих мечами добрых молодцев с мастерски проработанными лицами, оружием, деталями одежды. Можно назвать Довмонтом, можно - Дмитрием Донским. Или, скажем, Добрыней Никитичем. Невольно приходит в голову сравнение с другим памятником - князю Александру Невскому с дружиной, что стоит на горе Соколихе. Лаконичный образ, мощь и достоинство, отсутствие ненужных деталей и суетливых жестов, глубокое идейное содержание. В высшей степени достойный памятник. Чего, увы, нельзя сказать ни об одном из представленных вариантов.
Кстати, о деталях. Придуманный режиссёром Эйзенштейном немецкий шлем в виде ведра с рогами каким-то чудесным образом перекочевал из фильма про Александра Невского в конкурс на памятник князю Довмонту. Причём многократно! Удивительное единодушие авторов говорит о степени осмысления исторического материала: брали то, что лежит на поверхности.
В скульптуре, как и в музыке или литературе, существует жанр поп-искусства. Сочетание профессиональной лихости с отсутствием глубокого смысла. Киркоров, Донцова, Церетели, Щербаков... Ну и некоторые из сегодняшних конкурсантов. Я думаю, что личность князя Довмонта заслуживает большего.
Между прочим, Довмонт не только воевал, но и много строил. Об этом вспомнил лишь один автор, который вложил в руку князя маленький храм в виде... гранаты. Другой рукой, с мечом, его Довмонт даёт себе целеуказание... Размахнись рука - раззудись плечо!.. Сейчас как закинет церквушку на Запсковье!
Кстати, эта скульптура, сама по себе очень агрессивная, ещё и поставлена на гигантскую арку, агрессивно выдвинутую в сторону реки. Страшно-то как, господи…
Из общего ряда скульптур разной степени реалистичности выделяется проект № 5. Такой масштабный трансформер, типа для прикола: смотришь с одной стороны - лошадь с человечками в животе, с другой - те же людишки, но уже в домике… Что бы это значило? Впрочем, таково авторское видение, имеет право, на то он и конкурс.
Ну так что же, неужели совсем ничего не понравилось - в смысле трактовки образа, а не технического совершенства? Лично мне очень понравилась второстепенная скульптурная группа их трёх ратников. Есть в них что-то, какая-то внутренняя сила. Спокойная и вместе с тем динамичная композиция без суеты и лишних деталей. Нужная степень обобщённости. Вот если бы попросить автора ещё помучиться над образом самого князя, может и получилось бы то, что надо.
А вообще, самого лучшего Довмонта давным-давно изваял скульптор Александр Пальмин (тот, что сделал Солдата Первой мировой, который стоит на набережной). Этой работы нет на выставке. У Пальмина был именно наш князь, который долго правил, много воевал, много сделал для города, а не типовой древнерусский супермен с мечом. Выразительный лаконичный образ без лишних, исторически не обоснованных подробностей. Вот если бы можно было взять за основу эту старую работу!
Архитектурно-градостроительную составляющую проектов можно не обсуждать - там всё очень сыро, недоделано и непродуманно. Надо бы как-то тщательнее. Участок сложный, ответственный. Кроме всего прочего, там под землёй археологический памятник - тоже надо как-то учитывать.
И, тем не менее, конкурс сам по себе - это уже хорошо. Правильный шаг в направлении поиска решения сложной и ответственной задачи. Поэтому спасибо организаторам и участникам.
И последнее: эти заметки - моё личное, обывательское мнение, без претензий на полноту и объективность суждений.
А Шуляковский это кто?
ЧЕМ ИЗВЕСТЕН ЭТОТ ГРАЖДАНИН? Что полезного он сделал для Пскова? Никто не знает. А про вред , им нанесённый, в городе знают многие.
Скульптуры для конкурса весьма неплохи. Есть из чего выбрать.
Обычная еврейская зависть заговорила в Шуляковском. Не более того.
22 июля 2004года в Пскове на площади Героев Десантников открыт памятный знак в честь воинов 6-й роты. (Автор памятника архитектор В. Шуляковский). Спорный монумент, восторга у народа не вызывает.
Когда обсуждение переходит на личности, тут уж истины не найдешь. Если кто обратил внимание, все так называемые "профи" вместо того, чтобы высказаться по существу, начинают гнать "пургу" типа ты хто такой. Это объективное свидетельство того, что человеку нечего сказать по существу и тогда он начинает "бакланить"
шуляковский и голубева ещё те "специалисты", какая польза городу от них?Две бабы яги, всегда против.
Проекты памятника князю Довмонту оригинальны. Говорят, что работы на конкурс будут поступать ещё. Конечно, автору стелы на площади Десантников и ларька "Магеллан" они нравиться не могут. Не его уровень. :-)
А памятник Пальмина тоже не ахти, уж очень "обтекаемый", по - большому счёту - никакой.
Согласна с Шуляковским, а он имеет профессиональный взгляд, что понятно по его тексту - лучшим бы памятником Довмонту была бы скульптура Пальмина. Лаконично, красиво, прекрасный силуэт, что в скульптуре важно.....
Иначе снова нас назовут городом Глуповым. Комментарии В.Шуляковского профессиональны, пока из предложенного выбрать нечего.
Каковы люди, такова власть, такой и город, у-вы.