Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

В поисках князя

10:50, 12 июля 2016, ПАИ

В зале на Ленина, 1 открылась выставка конкурсных проектов памятника князю Довмонту. Зайду, посмотрю - интересно же.

Первое впечатление - ну очень страшно. Вздыбленные кони, занесённые для удара мечи. Трупы врагов под копытами лошадей, отрубленные головы. Пики, топоры, шлемы и щиты. В голову лезут незабвенные фразы: «Покажем всем кузькину мать!», «Замочим в сортирах!»… А так же девиз нашей будущей Ганзы – «Где мы - там победа!». Ну что же, искусство - это отражение реальности. Какова современная реальность - таков и социальный заказ.

Посмотрим подробнее.

Композиция № 1, прямо у входа. Перекошенный всадник с вывихнутой ногой верхом на скрюченной лошадке. На груди воина в качестве доспеха остроумно приделана женская брошка. Что-то мне это напоминает... Ба! - кузнеца-инвалида из Детского парка! Никак скульптор Голубев отметился, - узнаю руку мастера! Всех трёх несчастных уродцев - кузнеца, Довмонта и лошадь - очень, очень жалко…

Но большинство скульптур вылеплены очень даже хорошо. Качественная профессиональная работа. Правильные пропорции, динамичные позы, тщательная деталировка. К сожалению, качественное техническое исполнение не сопровождается глубоким осмыслением исторического материала, поиском яркого, лаконичного и индивидуального образа.

То есть, мы видим десяток размахивающих мечами добрых молодцев с мастерски проработанными лицами, оружием, деталями одежды. Можно назвать Довмонтом, можно - Дмитрием Донским. Или, скажем, Добрыней Никитичем. Невольно приходит в голову сравнение с другим памятником - князю Александру Невскому с дружиной, что стоит на горе Соколихе. Лаконичный образ, мощь и достоинство, отсутствие ненужных деталей и суетливых жестов, глубокое идейное содержание. В высшей степени достойный памятник. Чего, увы, нельзя сказать ни об одном из представленных вариантов.

Кстати, о деталях. Придуманный режиссёром Эйзенштейном немецкий шлем в виде ведра с рогами каким-то чудесным образом перекочевал из фильма про Александра Невского в конкурс на памятник князю Довмонту. Причём многократно! Удивительное единодушие авторов говорит о степени осмысления исторического материала: брали то, что лежит на поверхности.

В скульптуре, как и в музыке или литературе, существует жанр поп-искусства. Сочетание профессиональной лихости с отсутствием глубокого смысла. Киркоров, Донцова, Церетели, Щербаков... Ну и некоторые из сегодняшних конкурсантов. Я думаю, что личность князя Довмонта заслуживает большего.

Между прочим, Довмонт не только воевал, но и много строил. Об этом вспомнил лишь один автор, который вложил в руку князя маленький храм в виде... гранаты. Другой рукой, с мечом, его Довмонт даёт себе целеуказание... Размахнись рука - раззудись плечо!.. Сейчас как закинет церквушку на Запсковье!

Кстати, эта скульптура, сама по себе очень агрессивная, ещё и поставлена на гигантскую арку, агрессивно выдвинутую в сторону реки. Страшно-то как, господи…

Из общего ряда скульптур разной степени реалистичности выделяется проект № 5. Такой масштабный трансформер, типа для прикола: смотришь с одной стороны - лошадь с человечками в животе, с другой - те же людишки, но уже в домике… Что бы это значило? Впрочем, таково авторское видение, имеет право, на то он и конкурс.

Ну так что же, неужели совсем ничего не понравилось - в смысле трактовки образа, а не технического совершенства? Лично мне очень понравилась второстепенная скульптурная группа их трёх ратников. Есть в них что-то, какая-то внутренняя сила. Спокойная и вместе с тем динамичная композиция без суеты и лишних деталей. Нужная степень обобщённости. Вот если бы попросить автора ещё помучиться над образом самого князя, может и получилось бы то, что надо.

А вообще, самого лучшего Довмонта давным-давно изваял скульптор Александр Пальмин (тот, что сделал Солдата Первой мировой, который стоит на набережной). Этой работы нет на выставке. У Пальмина был именно наш князь, который долго правил, много воевал, много сделал для города, а не типовой древнерусский супермен с мечом. Выразительный лаконичный образ без лишних, исторически не обоснованных подробностей. Вот если бы можно было взять за основу эту старую работу!

Архитектурно-градостроительную составляющую проектов можно не обсуждать - там всё очень сыро, недоделано и непродуманно. Надо бы как-то тщательнее. Участок сложный, ответственный. Кроме всего прочего, там под землёй археологический памятник - тоже надо как-то учитывать.

И, тем не менее, конкурс сам по себе - это уже хорошо. Правильный шаг в направлении поиска решения сложной и ответственной задачи. Поэтому спасибо организаторам и участникам.

И последнее: эти заметки - моё личное, обывательское мнение, без претензий на полноту и объективность суждений.

Владимир Шуляковский
Все новости
  • После "магеллана" лучше бы молчал!"Специалист" фигов.......
  • Судить других проще всего. А где работы псковичей?Ваши работы где? Аааа, вы, уважаемые представители общественности, опять не слышали, не знали, вас не уведомили о конкурсе??? Смешно уже читать и слышать вас, специалистов по сотрясанию воздуха.
  • Надо было назвать "в поисках эксперта". В каком месте данный гражданин эксперт? Кто он такой? Может расскажет где и чего им спроектировано и построено?
  • И вообще в русском городе хотелось бы видеть эксперта: Иванова, Петрова и т.д. а не Шуляковского, Щлосберга и иже с ними
  • пскабской
    Оценка в общем и целом верная! Спасибо! Можно назвать Довмонтом, можно - Дмитрием Донским. Или, скажем, Добрыней Никитичем! Образ Довмонта во многом собирательный! Реальных его изображений до нас не дошло! Так что есть где разгуляться фантазии скульпторов! Так что можно пожелать творческих успехов авторам и удачи!:)))
  • А Шуляковский это кто?
  • >>> (16:44 12.07.2016):

    А Шуляковский это кто?
    Скульптор! Уж точно не памятник!:)))
  • ПРАВДОРУБ
    "Известный псковский архитектор, член градостроительного совета Пскова Владимир Шуляковский ."
    ЧЕМ ИЗВЕСТЕН ЭТОТ ГРАЖДАНИН? Что полезного он сделал для Пскова? Никто не знает. А про вред , им нанесённый, в городе знают многие.
    Скульптуры для конкурса весьма неплохи. Есть из чего выбрать.
    Обычная еврейская зависть заговорила в Шуляковском. Не более того.
  • Кто такой архитектор Шуляковский?
    "Родился я в Абакане, жил в Алма-Ате, родители родом из Харбина. В Пскове с 1995 года. Я уже когда-то рассказывал, как случайно здесь оказался: в 1975 году студентом приехал на один денёчек. Город меня сразил – такой древней, наивной и чистой архитектуры не видел нигде. Потому, когда встал вопрос о переезде из Казахстана, приехал сюда с семьёй. Ехал наудачу без знакомств и связей. Приехал и остался, видимо, навсегда."
    22 июля 2004года в Пскове на площади Героев Десантников открыт памятный знак в честь воинов 6-й роты. (Автор памятника архитектор В. Шуляковский). Спорный монумент, восторга у народа не вызывает.
  • Прав автор , это действительно обывательское мнение... архитектора-импотента. Его вклад в архитектуру Пскова - торговый комплекс "Магеллан"- сложно назвать украшением Рижского проспекта. И стела героям-десантникам вполне себе типовой проект. Человек 1955 года рождения. Пора уже на покой, глаз замылился окончательно.
  • шуляковский и голубева ещё те "специалисты", какая польза городу от них?Две бабы яги, всегда против.
  • Трезвый
    Я не специалист в области архитектуры, но с замечанием автора, о том, что в искусстве отражается культура общества полностью его поддерживаю. Какова культура в обществе таким будет и искусство.
    Когда обсуждение переходит на личности, тут уж истины не найдешь. Если кто обратил внимание, все так называемые "профи" вместо того, чтобы высказаться по существу, начинают гнать "пургу" типа ты хто такой. Это объективное свидетельство того, что человеку нечего сказать по существу и тогда он начинает "бакланить"
  • А что Голубеву не приплёл? Сладкая парочка - прохиндеи! Вечно против ветра....
  • Трезвый не лепи горбатого! Утомил, чес слово!
  • гость
    Помнится он был против сноса танкового училища и строительства новой гостиницы "Покровский бастион". Проезжаешь нынче и восторгаешься новым комплексом, душа радуется! Всегда против...
  • Гена Проходил
    Мне композиции нравятся. Удачи авторам. Главное чтобы не получилось как в анекдоте: "Придет поручик Ржевский (Шуляковский) и все опошлит!"
  • Шуляковский, ты бездарь и проходимец. Не тебе судить об этом памятнике!
  • Где шкуляковский там везде грязь, дермо и склоки...
  • >>> (22:12 12.07.2016):

    шуляковский и голубева ещё те "специалисты", какая польза городу от них?Две бабы яги, всегда против.
    Рожа у него противная,на склочника похожь , впрочем как и у голобевой
  • А что он в каждой дырке затычка? На кого работает? Хорошую инициативу для города и ту опошлит! На кого работает мерзопакостник?
  • МОДЕСТ.
    Псковичи давно высказывают своё суровое мнение о самых известных "работах" господина Шуляковского. Жаль, что он не слышит.
    Проекты памятника князю Довмонту оригинальны. Говорят, что работы на конкурс будут поступать ещё. Конечно, автору стелы на площади Десантников и ларька "Магеллан" они нравиться не могут. Не его уровень. :-)
  • про Шуляковского-Шарикова
    А что за самозванец-Эксперт?
  • Ольга
    Тот, кто умеет, делает. Тот, кто умеет, но не хочет делать, становится экспертом!
  • Человек, который трижды потерпел неудачу в каком-либо деле, переквалифицируется в инструкторы.
  • Работать надо над памятником. Проекты (модели) практически все - не профессиональны. Надо объявить настоящий конкурс, тогда бы не приносили - "на Боже, что нам не гоже". И персонаж значительный и Псков не надо "украшать" страшилками. Псков - хорош сам по себе, не надо великий город опошлять.

    А памятник Пальмина тоже не ахти, уж очень "обтекаемый", по - большому счёту - никакой.
  • псковичка
    Согласна с Шуляковским, а он имеет профессиональный взгляд, что понятно по его тексту - лучшим бы памятником Довмонту была бы скульптура Пальмина. Лаконично, красиво, прекрасный силуэт, что в скульптуре важно.....
  • >>> псковичка (16:52 16.07.2016):
    псковичка
    Согласна с Шуляковским, а он имеет профессиональный взгляд, что понятно по его тексту - лучшим бы памятником Довмонту была бы скульптура Пальмина. Лаконично, красиво, прекрасный силуэт, что в скульптуре важно.....
    Его кредо - оправляться против ветра, жизнь не учит, как и отработанный материал шлопсперг!
  • Оставьте создание памятника Довмонту потомкам. Так и хочется сказать как в том фильме: "Не спеши"!
    Иначе снова нас назовут городом Глуповым. Комментарии В.Шуляковского профессиональны, пока из предложенного выбрать нечего.
  • Как тупо выглядят псковичи со своими комментариями. Глупость и необразованность.
    Каковы люди, такова власть, такой и город, у-вы.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru