Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Игра в напёрстки

11:03, 23 марта 2016, ПАИ
Как манипулируют цифрами интернет-статистики

Один из лидеров отрасли автоматизированного мониторинга СМИ в России — компания «Медиалогия» — по итогам 2015 года признала Псковское агентство информации самым цитируем СМИ Псковской области. 11 марта ПАИ поделилось этой приятной новостью со своими читателями, и эта публикация не осталась незамеченной. Уже через несколько дней на сайте Центра деловой информации (ЦДИ) [спойлера Псковской ленты новостей (ПЛН), также входящей в состав холдинга «Гражданская пресса»] вышла в свет заметка под заголовком «Поле битвы — медиаметрия». В ней предпринята попытка дискредитировать достоверность данных рейтинга цитируемости. Не отказывая никому в праве на пресловутое декартовское сомнение, редакция ПАИ считает необходимым всё же сделать несколько замечаний по содержанию указанной статьи, чтобы не допустить манипулирования мнением читателей, не знакомых с нюансами работы интернет-медиа и составления подобных рейтингов. 

Напомним, в минувшем году индекс цитирования Псковского агентства информации по данным «Медиалогии» составил 138,4 пункта. На втором месте - Псковская лента новостей (115,48 пунктов), на третьем - газета «Псковская губерния» (99,78 пункта). Четвёртое место досталось газете «Псковская правда» (35,4 пункта), замыкает ТОП-5 ГТРК «Псков» (31,68 пункта). Следом издания распределились следующим образом: газета «Комсомольская правда - Псков» (26,12 пункта), газета «Псковская провинция» (25,5 пункта), газета «Новый день» (18,42 пункта), псковский выпуск газеты «Аргументы и факты» (16,29 пункта). Замыкает ТОП-10 псковских СМИ по цитируемости в других медиа газета «КурьерЪ» (10,91 пункта).

Обозреватель Центра деловой информации Леонид Смыслов так откликнулся на эти данные: «Недавно одно из псковских электронных изданий во всеуслышание заявило, что является самым цитируемым в регионе согласно индексу цитирования от «Медиалогии». Действительно, существует мнение, что для оценки эффективности работы СМИ нужно смотреть не только на счетчик посещений. Учитывается также и показатель цитируемости, то есть то, как часто коллеги по цеху, упоминая ту или иную информацию, ссылаются на твой портал. Причем аналитики утверждают, что показатель этот также можно измерить и «взвесить». Называется это индексом цитирования (ИЦ). Впрочем, мнение это небесспорное». 

Далее журналист ЦДИ рассказывает своим читателям, что «одни СМИ с удовольствием агрегируют исключительно «желтые» новости и чернуху, другие охотно подхватывают позитивный официоз», и «в последнем случае, приближенные к местным администрациям издания, конечно, привлекают больше внимания со стороны прокремлевских федеральных СМИ и тем более со стороны сайтов региональной власти», а «наоборот, оппозиционные порталы будут активно цитировать те издания, работа которых буквально заточена на торпедирование действующей власти и губернатора». Кроме того, он отмечает, что «федеральные СМИ нередко «забывают» ссылаться на источник, публикуя региональные новости, видимо, считая это ниже своего достоинства», а «тратить время на разбирательства у местных изданий просто нет возможности, поэтому определить объективную картину по цитированию на самом деле не так-то просто».

Все эти в общем и целом справедливые тезисы являются подводкой к основной мысли заметки - что первое место Псковского агентства информации в рейтинге цитируемости, якобы, сомнительно. 

В качестве доказательства этого мнения автор приводит статистику сайтов ПЛН, ЦДИ и ПАИ по данным счётчика Mail.ru:

«Как объяснить такое неравенство показателей информационных сайтов, которые, грубо говоря, окучивают одну событийную поляну и у которых при этом, проговорим это еще раз, разительно отличается посещаемость», - пишет г-н Смыслов. 

И вот здесь начинается своеобразная игра в напёрстки с цифрами и фактами. Счётчик mail.ru [кстати, гораздо реже употребимый в отрасли при анализе посещаемости сайтов, чем общепринятые Яндекс.Метрика, Google Analytics и Liveinternet] здесь выбран не случайно: то, что в нём названо «визитами», во всех других счётчиках именуется гораздо более понятно и недвусмысленно: просмотры страниц. Этот показатель, как известно, с посещаемостью сайта (количеством уникальных посетителей) прямо никак не коррелируется: например, на разницу в просмотрах (так называемую «глубину просмотра») может влиять то, что один сайт имеет более удобный для пользователя интерфейс, не заставляющий его по много раз загружать новые страницы, а другой, напротив, построен таким образом, чтобы к каждом удобном случае заставить читателя открыть новую ссылку, чтобы «нагнать» счётчик.

А если посмотреть на цифры по уникальным посетителям в месяц, то окажется, что ни о каком четырёхкратном преимуществе речи уже не идёт: по данным на утро 23 марта счётчика Liveinternet [именно он позволяет посмотреть ключевые цифры статистики у любого зарегистрированного в этой системе сайта], у ПЛН месячная посещаемость составила 334,6 тысячи уникальных посетителей, у ПАИ — 149 тысяч посетителей, у ЦДИ — 118,5 тысяч.

И так — практически во всех приведённых в статье на ЦДИ тезисах, которые призваны убедить неискушенного читателя в непрозрачности методики составления рейтинга «Медиалогии». 

Между тем автор статьи пишет: «К сожалению, методика подсчета «Медиалогии» является коммерческой тайной. Работает эта компания за деньги, проводя исследования по заказам тех или иных изданий, которые в свою очередь потом активно используют красивые циферки в промо-целях. Сложно что-то утверждать, не понимая принципов подсчета, попробуем работать с тем, что есть в открытом доступе». В качестве доказательства он приводит «любопытную таблицу»:

«В ней отражено количество упоминаний издания в ТОП ИЦ «Медиалогии». Кто же там кого на самом деле цитирует? — отмечает обозреватель. — Обратите внимание на потрясающие результаты ПАИ и ПП [газеты «Псковская правда»] в газетах «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». На самом деле здесь нет ничего удивительного, если мы вспомним, что все эти издания, электронные и печатные, входят в одну госструктуру — Медиа-холдинг Псковской области. Чего бы и не поцитировать друг друга по-братски?»

Не совсем ясно, что понимается под «количеством упоминаний изданий в ТОП ЦИ «Медиалогии» — не указан период выборки, не указано, по каким категориям СМИ идёт выборка (региональные, федеральные, международные?)... Тем не менее, здесь есть, на что обратить внимание в связи с рассуждениями о «дружественном» цитировании, которые позволяют исчерпывающе раскрыть принципы системы «Медиалогии» и игры с цифрами в заметке ЦДИ.

В приведённой таблице показано, якобы, некое рекордное количество ссылок «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов» на ПАИ и «Псковскую правду», причём на последнюю - в каких-то нездоровых пропорциях: например, указано 1610 ссылок на «Псковскую правду» в «Комсомольской правде» (при этом на ПАИ — 136, на ПЛН — 55). То же самое - с «АиФ» (1740, 34, 29). По логике автора, это должно было бы дать какие-то явные преимущества в рейтинге. Но «Псковская правда» по итогам года — лишь на 4-й позиции с более чем трехкратным отставанием от тройки лидеров по индексу цитируемости. 

Всё это объясняется теми самыми алгоритмами «Медиалогии», которая определяет индекс цитируемости СМИ не только и не столько по количеству его упоминаний, сколько по влиятельности источников, цитирующих заметку. Благодаря этому одна публикация в действительно влиятельных и авторитетных СМИ, на которые, как правило, массово ссылаются сотни и тысячи других медиа (а-ля «Коммерсантъ», «Ведомости», Лента.ру, Газета.ру, ТАСС, РИА Новости etc), «весит» больше, чем сотни публикаций в изданиях второго-третьего ряда. Если конкретнее: одна ссылка в газете «Ведомости» даёт СМИ плюс более чем 1,5 пункта к индексу цитируемости, тогда как более 200 (!) ссылок на сайте межрегионального медиа, но менее авторитетного (например, «Первый региональный») - лишь несколько десятых пункта. 

«У многих экспертов эта система вызывает скепсис, более того звучат обвинения, что результаты подгоняются под конкретного заказчика», - пишет автор ЦДИ. И вот тут впору развеять ещё один миф, рассчитанный лишь не тех, кто не видел и не тестировал систему «Медиалогия» «вживую». Результаты анализа выдаются любым пользователям про любые СМИ и бренды без ограничений — то есть никаких «заказчиков», под которых что-то подгоняется, тут в принципе нет. Более того, в отчётах системы указаны не какие-то абстрактные цифры упоминаний и их индексы цитируемости, а конкретные гиперссылки на публикации и скриншоты этих заметок. При этом достоверность полноты приведённого системой перечня легко проверяется обычными поисковыми запросами по конкретному сайту в «Яндексе» или Google.

Кстати, что касается приведённой выше таблицы, то для 2015 года, по которому были опубликованы результаты замеров, с учётом исследования именно федеральных выпусков «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов», она выглядит так:

Итоговые суммы — даже несмотря на весьма урезанную (а потому не слишком репрезентативную) выборку источников — в принципе отражают указанное «Медиалогией» в официальном отчете соотношение упоминаний псковских СМИ.

Показатели индексов цитируемости ПАИ и ПЛН за 2015 год по месяцам

Обозреватель ЦДИ приводит ещё несколько таблиц — например, с указанием количества внешних ссылок на ресурсы по данным сервиса linkpad.ru:

При этом не ясно, что должны продемонстрировать эти данные, поскольку, во-первых, нет указания, что они ограничены конкретно исследуемым 2015-м годом, а, во-вторых, данные не ограничены категорией «упоминания в СМИ», то есть не говорят ни о чём, кроме огромной и в большинстве своём «мёртвой» ссылочной массы в Сети на практически любые СМИ из-за существования всевозможных автоматизированных сайтов-агрегаторов, которые не имеют реальной аудитории и существующих исключительно для торговли пресловутыми ссылками. О том же, в общем-то, говорит и апеллирование в статье к тематическому индексу цитирования «Яндекса» (так называемому тИЦу), который определяется не за год, а за «всё время» и имеет более обобщённую методику исчисления, в которой под мониторинг попадают не только упоминания в СМИ, но и на других сайтах.

При этом в статье на ЦДИ ни с того ни с сего упоминаются факты, никак не связанные с Псковской областью и местным медиаполем. Объяснить это странное обстоятельство нам помог все тот же «Яндекс»: в тексте множество прямых заимствований из интервью руководителя информагентства «Татар-информ» Леонида Толчинского, так же, как и ПЛН, обиженного на «Медиалогию». 

В этом интервью, кстати, есть множество примеров откровенной дезинформации, перекочевавших в текст ЦДИ. «Еще один важный момент - существует большой бизнес по продаже и покупке ссылок, в том числе и в значимые федеральные издания. И дополнительного контроллера, который бы отсекал купленные ссылки, который есть у «Яндекса», у «Медиалогии» нет», - утверждается в тексте. Но, как мы уже отмечали, в таблицах «Медиалогии» приводятся лишь конкретные ссылки на статьи, в который прямо подсвечено упоминание СМИ - такие ссылки попросту не покупаются. 

Всё это, конечно, происходит от банального желания скорректировать неудобные данные, вместо того, чтобы, как сказано в той же статье ЦДИ, «с открытым забралом презентовать свои конкурентные преимущества». 

Никто не спорит, что индекс цитируемости — прямо не связанный с посещаемостью показатель. Скорее, это мерило качества работы журналистов, оперативности, точности и полноты публикуемых новостей, профессиональное признание коллег. На посещаемости же может сказываться ещё множество факторов — от особенностей поисковой оптимизации и инерционности привычек аудитории до «игры за гранью фола» - банальных «накруток» за счёт покупки трафика. 

Но для предметного разговора об этой теме необходимо иметь открытую статистику по ведущим метрикам. У Псковского агентства информации все данные статистики давным давно полностью открыты. У изданий холдинга «Гражданская пресса» — нет.

Сергей Васильев
Все новости
  • Наивные дурачки играющие в кубики.
  • Черта тоже поминают чаще других, но это не значит, что он в топе!:)))
  • пскабской
    Игра в наперстки - любимая игра нашей власти - играй, не игры все равно проиграешь!
  • Покрутил, погадал, думал — шарик угадал) В общем, туз, он и в Африке туз.
  • А где развернутое объяснение за что вас в свое время забанил индекс цитирования Яндекс? Вот Леня Смыслов пишет: "К сайту Псковского агентства информации в прошлом году был применен алгоритм компании «Яндекс» под названием АГС. Сам «Яндекс» описывает его так: «Алгоритм АГС, ориентированный на обнаружение сайтов с малополезным контентом, сделанных, как правило, для продажи ссылок, работает с 2009 года…».
  • А почему нет анализа ПГ?
  • гость
    ПЛН - театр одного актера! Один болезный с кастрюлей на голове сутками с компьютером разговаривает, накручивая голоса! Надоела эта выгребная яма с яблоидными опарышами - пора закрывать!!
  • бухарь
    >>> пскабской (13:37 23.03.2016):
    пскабской
    Игра в наперстки - любимая игра нашей власти - играй, не игры все равно проиграешь!
    пскабской. мля..., своего продажного яблоидного подельника шлопсперга покрываешь? тебе ПЛН мало, решил пометить своей поганой мочой ПАИ! шел бы ты .... куда подальше! Крепче держись ртом за рубероидный член своего работодателя из заокеанского обкома...))))
  • ЛДПР
    пскабской, какая у тебя скудная фантазия! срали мы на твоё яблоко!
  • >>> (14:36 23.03.2016):

    А где развернутое объяснение за что вас в свое время забанил индекс цитирования Яндекс? Вот Леня Смыслов пишет: "К сайту Псковского агентства информации в прошлом году был применен алгоритм компании «Яндекс» под названием АГС. Сам «Яндекс» описывает его так: «Алгоритм АГС, ориентированный на обнаружение сайтов с малополезным контентом, сделанных, как правило, для продажи ссылок, работает с 2009 года…».
    Беглый поиск по новостям осени прошлого года покажет вам, что Яндекс после очередного изменения алгоритмов наложил санкции на десятки, если не сотни сайтов СМИ. Причём, сделал это довольно выборочно. Если интересно, почитайте про АГС Яндекса - он может забанить по множеству разных оснований, в частности, во многих случаях, из-за наличия на сайте блоков с со словами-гиперссылками на другие сайты. Блоки с такими ссылками на коммерческой основе размещали (и размещают) многие СМИ. Такие же блоки ещё некоторое время висели на том же ПЛН. Однако Яндекс и Google продолжают последовательную политику очищения интернета от системы "торговли ссылками", и, в частности начали накладывать санкции не только на тех, кто такие ссылки покупает-заказывает, но и на те площадки, где эти ссылки размещаются (поскольку они являются очевидным нездоровым элементом продвижения сайта и конкурентом сервисам контекстной рекламы самих поисковиков). Что ещё важно - санкция может быть наложена и за ссылки в опубликованных на правах рекламы статьях, если сервис посчитает их попыткой повышения сайтов по этим ссылкам в поисковой выдаче. В общем, нам пришлось расторгнуть контракты со всеми компаниями, размещавшими такие ссылки и заняться вычищением их в опубликованных в предыдущие годы рекламных статьях. Однако санкции "Яндекса" - очень сложная штука: в компании отказываются пояснять, что именно не понравилось проверяющему сайт роботу, и даже нет возможности попросить перепроверить сайт после очистки - это происходит автоматически через какое-то время, и санкции или снимутся, или нет. Процесс выхода из под санкций Яндекса может занимать более 1,5 лет. Об этом, собственно, очень много материалов в сети.
  • ПЛН - лидер? Не смешите скобарей! Помойка, помойкой!
  • гость
    ПЛН давно косвенно куплена Шлосбергом, об этом весь Псков знает и главред Савченко (бывший) его кореш прикормленный и модераторы получают мзду от рекламодателей... купленная новостная лента работающая под девизом "Жажда наживы любой ценой!" - похлеще, чем Васильева! Разница в том, что Васильеву поймали и осудили, а ПЛН исподтишка воняет за деньги шушары и отходов общества! Причем воняет не массово, а 2-3 человека создают мнимый рейтинг! Правильно пишут, ПЛН - театр одного актера!
  • мне нравится ПАИ!
    на ПЛН больше не захожу! про ПЛН говорят - какая гадость Ваша заливная рыба!
  • А мне нравится ПЛН. Ставит острые темы в обсуждение, неугодные власти.
  • >>> (21:42 23.03.2016):

    А мне нравится ПЛН. Ставит острые темы в обсуждение, неугодные власти.
    охладись животное!!!
  • Обеспечьте капиталу 10% прибыли - капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, даже под страхом виселицы.
  • А что тут собственно возмущаться? То, что тоже ПАИ само пользуется всякими сомнительными опросами каких-то самоназначенных "медиа - агенств" из подворотни вполне очевидно. И методика расчета так называемых рейтингов и прочей словесной шелухи во всех этих случаях тоже очевидна.
    Как и прикормленность у местной власти так называемой независимой псковской журналистики.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru